Жизнь и творчество П.А.Флоренского
_П Л А Н : . I Введение II Биография III Творческое наследие П. Ф. IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала а) его представления об общественном идеале б) исследование проблемы общественного идеала V Зримый рай Павла Флоренского VI Павел Флоренский и наука XX века а) введение топологических структур и единство научно- го знания ; б) новая теория исторического процесса. в) формирование новых научных понятий , Московская ма- тематическая школа , основной вопрос философии . VII Заключение . - 2 - Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель , поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому , последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс- ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины , как Московская математическая школа . Многое , слишком многое в его трудах связано , конечно же , с конкретными , характерными только для тех лет увлечениями научной мысли , некоторые далеко не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными , - например , о близком и полном крахе культуры " Возрожденческого типа " . Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо- му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно- го и каких глубоких мыслей , идей , понятий все - таки остается в конце концов как непреходящая , навсегда " депонированная " в человеческую культуру духовная ценность . И это страшно нужно нам сейчас для более глубокого понимания того , что же случилось со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать . В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни- кальной и глубоко закономерной , порожденной как бы самой логи- кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс- литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са- мых разных областях : был математиком , физиком , инженером , искусствоведом , историком , филологом , историком и богословом . Столь разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от друга ; напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс- шей духовной истине , в утверждении " онтологичности духовного мира " , прочной опоры мимотекущего в вечности . В своем твор- - 3 - честве Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания , которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века : от любомудров и славянофилов ( В.Ф.Одоевского , А.С.Хомякова ) до Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева . В " Автореферате " , написанным Павлом Александровичем в середине 20-х годов специально для " Энциклопедического словаря Русского библиографического словаря Гранат " , он определяет " свою жизненную задачу " как " продол- жение путей к будущему цельному мировоззрению ". Не случайно устремляющемся в конечной цели к преображению мира и человека , к " восстановлению всяческих " . В искусствоведческих работах советского периода ( " Храмовое действо как синтез искусств ", 1918 ; " Анализ пространственности в художественно - изобрази- тельных произведениях " , 1924 ) Флоренский раскрывает внутрен- нее функциональное сходство разных искусств , их живое творчес- кое единство в храме и храмовой службе . Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской гу- бернии ( ныне Азербайджан ), в семье инженера , Строившего за- кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби- ну древнего армянского рода Сапаровых . Отец и мать , как вспо- минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир , не- зыблемый и прочный , в " рай , которому бы не была страшна ни внешняя непогода , ни холод , ни грязь общественных отношений , ни , кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу- боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства , духовного взращивания семьи было для него не менее важным , чем научные изыскания , чем работа , чем пастырское служение . Но возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец . Алек- сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого ( долгое - 4 - время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии, от соборного единства Церкви . Тому были свои причины : оба , и
|