Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Концепция гуманизма в современной западной философии

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца XIX века совсе большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрососновные принципы, которые определяют существование человека, и спозиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение былотакже поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили-зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем-ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение. Из-за мно-жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываютсяпод угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире-ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствуетпротив них. История обнаружила существование цивилизаций и об-ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системахценностей. Перед лицом множества этических систем мы не можем при-давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения.Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чеммы предполагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти-вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы,чем наш. Психология и философия (Ницше, Достоевский) выявляют зна-чение "злых" сил - жажды власти, агрессивности. Отныне областьбессознательного оказывается гораздо шире сознания, и последнеебольше не может претендовать на единственно правильную оценку ре-альности. Отсюда и изменение наших качественных критериев.Первым это понял Ницше: " Не стоим ли мы на пороге эпохи, ко-торую прежде всего следовало бы назвать отрицательным термином"внеморальная"? Мы, аморалисты, подозреваем ли мы сегодня, чтовсе, что есть в поступке беспричинного, придает ему главную цен-ность, тогда как все, что в нем от умысла, все, что идет от созна-ния - лишь оболочка, которая, как и всякая оболочка, скрываетбольше, чем выявляет? (...) Мы считаем, что мораль в традиционномсмысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешноеи неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - вовсяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить..." ("Кгенеалогии морали").Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибото, о чем он кричит - правда. Но надежды человечества - вне этойправды. Мы не можем отказаться от поисков смысла нашего существо-вания: ответом на кризис цивилизации являются поиски нового гума-низма.Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философияэкзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование).Если в XIX веке отцом экзистенциальной мысли был Серен Кьеркегор,для современного экзистенциализма им стал Мартин Хайдеггер. Оноказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.В какой мере философия Хайдеггера являет собой мораль или гу-манистическую концепцию? Главным вопросом его экзистенциальной он-тологии является вопрос о смысле бытия. Но проблема бытия ставитсяв зависимости от человека, который задается этой проблемой:"Спра-шиваем мы, здесь и теперь, для себя". Итак, исходной задачей ока-зывается описание Человека, - того особого существа, которое зада-ется проблемой бытия, и прежде всего основной вопрос множества фи-лософий: "Почему существует Нечто, а не Ничто?".Рассмотрим, как Хайдеггер определяет человека. Человек - су-щество, чье бытие является ek-sistence, то есть что он единствен-ное среди всех существ в мире, которое ek-siste, пре-ступает, вы-ходит за пределы всех других существ и самого себя. Центральнымтезисом является утверждение, согласно которому "сущность челове-ческого бытия заключается в ek-sistence, в пре-ступлении. Это оз-начает не только то, что, как хотел показать Сартр в сочинении"Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скованпредопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоян-ное пре-ступление, бесконечное воспарение.Как описывает Хайдеггер эту сущность человека - ek-sistence?Она - в покинутости, в одиночестве человека, брошенного в этотмир, в тоску, в отчаяние - поскольку человек никогда не предстаетперед самим собой ка существо стабильное, завершенное, владеющеесобой и вещами, а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, внебытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опере-жает самого себя, он знает свой конец: Смерть. Человек - это су-щество, которое пре-ступает все формы бытия и опережает самого се-бя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-Смерти"."И подобно тому, как человеческое существо - всегда незавер-шенность, всегда "еще не...", оно изначально является и собствен-ным концом. Этот конец, обозначаемый смертью, не делает человечес-кое существо некой конечностью, а лишь предназначением к этой ко-нечности, не "существом-концом", а "существом-для-конца". Смерть -форма бытия, которую человеческой существо изначально приемлет:"едва человек родится, он уже достаточно стар, чтобы умереть".("Бытие и Время").Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Не обесце-нивает ли оно таким образом жизнь, не стирает ли различие междудобром и злом? Нет, поскольку надо принять условия человеческогосуществования такими, какие они есть. Истинное существование про-тивопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневнос-ти, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается отнеправды: оно - "истинное существо для конца", "существо для смер-ти без обмана и бегства". "Начальный порыв,- пишет Хайдеггер,-открывает перед человеческим существом возможность быть самим со-бой, перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятель-ной, уверенной в себе и полной страха перед собою - свободы длясмерти". (Бытие и время").В работе "Что такое метафизика?" он показывает, как страхсливается с мужеством. "Человеческое существо все более пронизаноощущением приближающегося небытия, и лишь страх может обнаружитьего подлинный характер. Этот "первородный" страх в человеческомсуществе обычно подавляется. Страх не исчезает, он лишь дрем-лет.Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего онпроявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо - в делови-том, знающем лишь "да - это да", "нет - это нет"; сильнее же всего- в человеке, сутью которого является мужество. Можно даже ска-зать, что мужество рождается из этого страха, чтобы спасти досто-инство человеческого существа".Свобода, ясность понимания, мужество - таковы моральные цен-ности. Хайдеггер так объясняет их взаимосвязь с гуманизмом:" Мо-ральные проблемы - не первоочередные и самостоятельные; основное -это взаимосвязь мысли и бытия, а она вне этики и онтологии. Эти-ческие требования заявляют о себе тем настойчивее, чем явные бедс-твия человека - равно как и сокрытые - постепенно переходят всякиедопустимые пределы.С того момента, как человек эпохи техники, которая находитсяв руках коллективного существа, не может достичь сколько-нибудьуверенной и устойчивой прееемственности, не пересмотрев все своипланы и поступки, и не подчинив их требованиям все той же техники,- с этого момента все наши заботы должны быть посвящены созданиюэтических взаимосвязей... И хотя этические взаимосвязи поддержива-ют человеческое существо временно и неполно, сохранение и поддер-жание их необходимо... Но может ли мысль по-прежнему отказыватьсяот познания бытия в тот миг, когда это бытие, выходя на яркий светпосле долгого забвения, заявляет о себе потрясением всего сущего?"И еще: "Мысль, задающаяся вопросами истинности бытия и опре-деляющая таким образом человеческую сущность исх...
Другие файлы:

Развитие концепции гуманизма в современной западной философии (Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс)

Основные направления современной западной философии: неотомизм
Основные направления современной западной философии:неото-мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва-тиканского собора. Осно...

Христианство и гуманизм в произведениях преп. Иустина Поповича
Характерные особенности критики гуманизма преп. Иустином Поповичем. Связь гуманистической философии с новоевропейской наукой. Основные принципы "свято...

Идеи гуманизма в работах Вернадского
Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы и России. Жизненный путь ученого Владимира Ивановича Вернадского, основные заслуги в об...

Основные этапы исторического развития философии
Лозунг Ницше к возврату ценностей и идеалов антирационалистического дионисийского типа культуры. Формирование постклассической западной философии: ист...