Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Платоновский идеализм

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
ПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМСочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление вотношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное,захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сом-нениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разре-шения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, много-численными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона ка-кой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, таккак приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказы-ваний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мыслипорой превращаются в свою противоположность.Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике иона всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний"человек с любыми природными свойствами не станет блаженным", в сво-ем идеальном государстве он предполагал "утвердить законом и убедитьтех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобыони упражнялись в науке счисления". Систематическое широкое исполь-зование математического материала имеет место у Платона, начиная сдиалога "Менон", где Платон подводит к основному выводу с помощьюгеометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том,что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом пла-тоновской гносеологии.Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние матема-тики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения матери-альной действительности у Платона получила такую трактовку: мир ве-щей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно сущест-вующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обла-дает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отно-шению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создают-ся. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает ма-тематические истины, которые от чувственных предметов отличаютсятем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые матема-тические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только од-на. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое,а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаютсяиз большого и малого через приобщение их к единству. Чувственновоспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построе-ния космоса описан в диалоге "Тимей". Ознакомившись с этим описани-ем, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой ина многих этапах творения существенно использовал математические по-ложения, а порой и выполнял точные вычисления.Посредством математических отношений Платон пытался охарактери-зовать и некоторые явления общественной жизни, примером чего можетслужить трактовка социального отношения "равенство" в диалоге "Гор-гий" и в "Законах". Можно заключить, что Платон существенно опиралсяна математику при разработке основных разделов своей философии: вконцепции "познание - припоминание", учении о сущности материальногобытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д.Математика сыграла значительную роль в конструктивном оформлении егофилософской системы. Так в чем же заключалась его концепция матема-тики?Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые "произвеличисло, дали идею времени и возбудили потребность исследования все-ленной". Изначальное назначение математики в том, чтобы "очищался иоживлялся тот орган души человека, расстроенный и ослепленный инымиделами", который "важнее, чем тысяча глаз, потому что им одним со-зерцается истина". "Только никто не пользуется ею (математикой) пра-вильно, как наукою, влекущей непременно к сущему". "Неправильность"математики Платон видел прежде всего в ее применимости для решенияконкретных практических задач. Нельзя сказать, чтобы он вообще отри-цал практическую применимость математики. Так, часть геометрии нужнадля "расположения лагерей", "при всех построениях как во время самихсражений, так и во время походов". Но, по мнению Платона, "для такихвещей ...достаточна малая часть геометрических и арифметических вык-ладок, часть же их большая, простирающаяся далее, должна ...способс-твовать легчайшему усвоению идеи блага". Платон отрицательно отзы-вался о тех попытках использования механических методов для решенияматематических задач, которые имели место в науке того времени. Егонеудовлетворенность вызывало также принятое современниками пониманиеприроды математических объектов. Рассматривая идеи своей науки какотражение реальных связей действительности, математики в своих ис-следованиях наряду с абстрактными логическими рассуждениями широкоиспользовали чувственные образы, геометрические построения. Платонвсячески старается убедить, что объекты математики существуют обо-собленно от реального мира, поэтому при их исследовании неправомерноприбегать к чувственной оценке.Таким образом, в исторически сложившейся системе математическихзнаний Платон выделяет только умозрительную, дедуктивно построеннуюкомпоненту и закрепляет за ней право называться математикой. Историяматематики мистифицируется, теоретические разделы резко противопос-
Другие файлы:

Учение Платона о государстве
xПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМСочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление вотношении выделения философской концепции. Это высокохудожественно...

Этический идеализм Платона
Характеристика философских воззрений Платона, его идеализм. Идеализм и материализм. Развитие этического идеализма Платона. Этические аспекты некоторых...

Платон
ПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМСочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление вотношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное...

Идеализм как направление философской мысли
Познавательные и общественно-политические истоки идеализма, его понятие и формы (объективный, субъективный). Материализм и идеализм как различные подх...

Античная философия
Наивная диалектика милетцев, Гераклита и Анаксагора. Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Филосо...