Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Французские философы-просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
План:1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты.2) Идея общественного прогресса.3) Понятие цивилизации4) Представления о государстве.Теория разделения властей. 1) Французское Просвещение и его основные черты.18 столетие в истории Европы известно под названием "века Просвеще-ния".В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон-дорсэ,француских философов,развивавших цельную и достаточно стройнуюфилософскую концепцию - концепцию Просвещения.В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений,кото-рые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветите-лей на общество и общественное развитие.* Важнейшим элементом,основной философии Просвещения было убеждение втом,что все существующее в мире не только может,но и должно бытьобъяснено на основе разума,т.е. рационалистически.Просветители явля-лись прямыми наследниками "научной революции 17 столетия",связаннойс открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл ее может быть прекраснопередан знаменитой фразой Галилея:"Природа,синьор,насмехается на ре-шениями и повелениями князей,императоров и монархов и по их требова-нию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения".Деятелям "на-учной революции 17 в." было введено понятие научного закона как объ-ективной и независимой от желания человека связи между явлениямиприроды.Просветители распространили это понятие и на общество.Помнению философов Просвещения,не только природа,но и общество должнобыть подвергнуто беспристрастному научному анализу,осмыслено рациона-листически,с точки зрения действующих в обществе законов,* Важнейшим законом развития общества философы - просветители считалито,что оно развивается от менее развитых форм к более развитым,т.е.по пути прогресса.Именно просветителями была введена в философскийоборот идея общественно - исторического прогресса,* Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогрес-са служил в теориях просветителей обоснованием для критического ана-лиза существующей общественной действительности.Критерием разумностисуществующих общественных институтов служило прежде всего их соот-ветствие требованиям разума,естественным правам человека (к ним от-носились независимость личности и признание свободы человека),идеепрогресса.Современный общественный порядок порицался просветителя-ми.Они критиковали абсолютную власть монарха,сословный строй,ограни-чение личных прав и свобод,религиозные суеверия и невежество.Просве-тители сформулировали стройную концепцию реформ,охватывающих всесферы общественной жизни,направленную на достижение так называемого"общественного блага",общественного строя,при котором удовлетворяют-ся потребности каждого члена общества,* Осуществление этой программы реформ они связывали главным услови-ем:Просвещением общества,распространение в различных его слоях науч-ных знаний,норм морали,искоренение суеверий и невежества.Публикациязнаменитой "Энциклопедии" под руководством Дени Дидро рассматрива-лась как первый шаг к просвещению общества,* Особые требования предъявляли просветители к верховной власти.Онипо-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но былиодинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенныхправителей,которые на основе общих философских доктрин разрабатываютпрограмму конкретных политических действий и реформ.Сказанного достаточно,чтобы понять,почему именно Просвещение сталоидейной основой Французской революции 18 века,направленной против"старого порядка":абсолютизм короля,сословного строя,бесправия кресть-ян,революции,выдвинувшей знаменитый лозунг "свободы,равенства и братс-тва".Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов -просветителей. 2) Идея общественного прогресса.Идея общественно - исторического прогресса в определенном смысле бы-ла ядром философии просвещения. 1Далее необходимо включить материал о: а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ, б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей идать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и сов-ременных представлений (см.вопрос о "понятии и критерии общ.ист.прог.") 3) Понятие цивилизации.Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие циви-лизации.По их мнению,цивилизация представляла собой,с одной сторо-ны,определенный этап в развитии человеческого общества,следующий задикостью и варварством,с другой ,- всю совокупность достижений челове-ческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов.Употребляя термин Цивилизация в первом его значении,они подчеркива-ли,сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отлича-ют:возникновение пашенного земледелия,появление государства и писанно-го права,городов,письменности.Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого ра-зума,они имели в виду признание естественных прав человека,уважениеего прав и свобод,осознание верховной властью ответственности передобществом,открытия науки и философии.4) Представления о государстве.Теория разделения властей.Большое значение просветители придавали государству.Напомним,с поли-тикой государства они связывали надежды на успех общественных преобра-зований и достижение "общего блага".В философии Просвещении развивались различные варианты теории об-щественного договора.Многие просветители разделяли концепцию Дж.Локка(необходимо подробно рассказать о ней - см.вопрос "теория общ.до-гов.).Своеобразный вариант теории общественного договора разработалРуссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо - "теория о.д.")В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разде-ления властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате "О духе законов"он утверждал,что идеальный государственный строй должен быть построенна основе принципа разделения властей,т.е. независимости в своих сфе-рах трех ветвей власти - законодательной,исполнительной и судебной.Поего мнению,такое разделение властей устанавливает их равновесие,не да-ет простора для злоупотребления ,гарантирует соблюдение...
Другие файлы:

Екатерина II и французские просветители XVIII в.

Философия Нового времени
Индуктивная логика. Философия Ф. Бэкона, Дж. Локка и Т. Гоббса. Материалистическое учение Рене Декарта. Идеалистический сенсуализм Беркли и Юма. Франц...

Французские просветители

История культуры XVIII века
Образ человека в общественном сознании европейцев XVIII века. Развитие идей "естественного человека". Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Смыс...

Эпоха просвещения
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распрост...