Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Неотомизм

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Основные направления современной западной философии:неото-мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва-тиканского собора. Основные ориентации современной религиозной филосо-фии. Течение современной католической философии, базирующееся научении Фомы Аквинского. Получил статус офицальной философскойдоктрины Ватикана после после опубликования в 1878 г. энцикликипапы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) от-четливо обозначилась переоринтация неотомизма. Неотомизм ориенти-руется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии"через призму человеческого существования. Центральным для неото-мизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая имидоктрина обладает универсальными возможностями, подниматься надполярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свышенепротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теоло-гии откровения, рационального богословия и метафизики. философс-кое умозрение, в интерпритации неотомизма, призвано ориентиро-ваться на собственные критерии рациональности и направляться вконечном итоге "светом веры". Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущест-вующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божествен-ное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фик-сируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями -трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "ли-ки"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма со-держит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бы-тия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущ-ность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуметворца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Неотомистыговорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его со-образно с определенными сущностными образцами. Многообразие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз-ме при помощи идеи  _гилеморфизма . : каждое конкретное образование -субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовнойформы. Материя предстает в теории неотамизма пассивным началом,возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творецпротивоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степе-ни судить о нем самом. Принцип анология бытия служит опорой тра-диционных доказательств бытия Бога. В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины.Если первая - продукт соответствия вещи интелектуальному замыслуБога, то вторая связана с позновательной деятельностью человека,наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неото-мизма каждый материальный объект можно представлять как формаль-ный объект, интересующий познающего субъекта. Познание характеризуется как процесс дематериального содер-жанеия, полученного субъектом при отображения реальности. Представители неотомиэма ведут дискуссию о механизме опос-редования в процессе познания. Приверженцы умеренного-опосредо-ванного реализма активно ассимилировали методологический инстру-ментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, эк-зистенциональной герменевтики. Эта версия гносеологии неотомизмадоминирует сегодня. Целостность человеческого знания представля-ется в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строе-нием и не противоречащая откровению веры. Теология видится сторонникам неотомизма примером единствапозновательного и практического отношения к миру. К практическомупознанию они относят также мораль, искуство, гуманитарные дисцип-лины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философияистории и иные отрасли философскрго знания. Человек понимается в антропологии неотомизма как сложнаясубстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - фор-мообразующий оп отношению к телу принцип - предстаёт основой лич-ности. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смысломвсего существования созерцания божественого блага. Стремясь кблагу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокуп-ность интелектуальных, моральных и теологических добродетелей. Источник культуросозидающей деятельности человека, его неп-рестанного самопревосхсждения - трасценденции - выводится из уст-релленности к божественному Абсолюту. Диалог церкви ("града божьего") и общества понимается каксредство внесения высших религиозно-нравственных ценностей вкультуру современности. Философия неотомизма придаёт фундамен-тальную ценность "мирской" истории, наличия в ней имманентной це-ли, связанной с совершенствованием человека, культуры. Неотомизм большое значение придаёт евангелизации и экумени-ческому сближению религий как средству смягчения трагических про-тиворечий современности. Религиозная вера и рациональное познание, утверждают неото-мисты, не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а
Другие файлы:

Основные направления современной западной философии: неотомизм
Основные направления современной западной философии:неото-мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва-тиканского собора. Осно...

Неотомизм - философская школа в католицизме
Неотомизм, философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 Неотомизм п...

Современная христианская философия: неотомизм, персонализм, неокантианство
Обзор философской доктрины католической церкви неотомизма, религиозного постижения современных естественнонаучных теорий. Анализ персонализма, направл...

Современная западная религиозная философия
Общая характеристика современной религиозной философии, формы мировоззрения. Неотомизм – наиболее разработанная философская доктрина современной катол...

Современная буржуазная философия
Учебное пособие для студентов философских факультетов университетов, подготовленное ведущими отечественными специалистами по истории зарубежной филосо...