Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Размышления по поводу одной критики

Тип: статья
Категория: Философия
Скачать
Купить
Размышления по поводу одной критикиВ.И. Филатов, Омский государственный университет, кафедра философииС наступлением времен крутой российской демократии стало особо престижным подвергать уничтожающей критике марксизм, особенно его философскую основу. Цель этой критики заключается в показе неспособности данного учения объяснить изменившийся мир конца ХХ в., а также в подчеркивании особой ущербности марксистской философии, которая принципиально не дает возможности объяснить феномен человека. Больше того, эти критики утверждают, что онтология человеческой субъективности "не выразима в категориях марксистской философии, ибо у них "тканевая несовместимость" [1, с. 5]. А уж утверждать, что положение К. Маркса о сущности человека является истинным, по их мнению, "не лезет ни в какие рамки", особенно после широкой публикации работ Н.А. Бердяева и других русских философов конца XIX - начала XX вв. Основные аргументы, выставляемые против Маркса в работах критиков, заключаются в том, что в его концепции нет места феномену культуры и человек поэтому является абстрактным, т.к. сущность его "есть совокупность общественных отношений". Но давайте более внимательно посмотрим, насколько правы эти критики в своих утверждениях. Прежде всего отметим, что в современной мировой философии отчетливо наблюдается рост популярности марксизма. С. Хук, один из принципиальных противников марксизма, пишет: "Будущего историка интеллектуального развития человечества озадачит явление второй половины ХХ в. - второе пришествие Маркса. Во втором пришествии он выступает не в пыльном сюртуке экономиста, как автор "Капитала", и не как революционный санкюлот, вдохновенный автор "Коммунистического манифеста". Он является в одежде философа и нравственного пророка с радостными вестями о человеческой свободе, имеющими силу за пределами узких кругов класса, партии или фракции". Надо сказать, что обвиняют Маркса в абстрактности не впервые. Еще Э. Бернштейн называл закон стоимости, открытый Марксом, пустой абстракцией. Возражая ему, Роза Люксембург показала, что это действительно абстракция, которая, однако, живет не воображаемой, а реальной общественной жизнью, что она является осязаемой реальностью, что в образе денег ее "режут, куют, взвешивают, чеканят". Стремясь в своих теоретических трудах и в своей политической деятельности к максимальной конкретности, рассчитывая ход сложнейших общественных явлений, В.И. Ленин последовательно отстаивает существование "величайших абстракций". В "Философских тетрадях" он пишет: "Если истинное абстрактно, то оно не истинно. Здравый человеческий разум стремится к конкретному" [2, с. 221]. Действительно, абстрактное мышление К. Маркса перевело такие категории, как "стоимость", "сущность человека" из мира предчувствия в область непреодолимой исторической и логической осознанности. "Общество состоит не из индивидов,- пишет Маркс,- а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся" [3, т. 46, ч. 1, с. 214]. Общественные отношения трансформируют биологическую природу человека в социальную. Отсюда возникает особое социальное качество человека, неотделимое от общественных отношений. "Быть рабом,- продолжает Маркс,- или быть гражданином - это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой не раб, он раб в обществе и посредством общества" [3, т. 46, ч. 1, с. 214]. Таким образом, нет человека вне общества: его сущность неотделима от сущности общества. Определенный характер общества есть и определенный характер общественного человека, и, наоборот, определенный характер общественного человека осмысливается в его общественных отношениях. Создаваемый людьми предметный мир, очеловеченная природа представляет собой совокупный продукт человеческого труда. С одной стороны, продукты труда - результат преднамеренной деятельности человека. Они воспроизводятся человеком сообразно его потребностям и потому включают в свое содержание нечто субъективное, теряющее без субъекта свое функциональное значение. С другой - продукты труда имеют по отношению к человеку такую же объективную форму бытия, как и все прочие предметы материального мира. Они обладают способностью физически отделяться от непосредственных производителей и становиться объектом присвоения других индивидов. Поэтому, отделяя от себя продукт своего труда, человек как бы соотносит частицу своего "я" с другими индивидами. Продукт человеческого труда выступает в качестве вещественного посредника общения людей. Именно труд, в т. ч. и овеществленный, связывает людей в единое целое, превращая их жизнедеятельность в жизнедеятельность общественных существ. Исследуя генезис общественных отношений, К. Маркс подчеркивал: "Предмет как бытие для человека, как предметное бытие человека есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку" [3, т. 2, с. 47]. Таков источник общественных отношений, лежащий в основе системы общечеловеческих ценностей. Если исходить из традиционного строения бытия: вещи, свойства, отношения,- то ценность окажется не вещью и не свойством, а отношением, и отношением диспозиционным, поскольку и "объект" и "субъект" не "вещи", а позиции "вещей", проявляющиеся в определенных ситуациях деятельности, связанных с формой индивидуальных переживаний. Ценность как отношение, причем специфическое отношение, поскольку связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, т. е. носителем культурных и социальных качеств, которые определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности. Ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, определяя собственно человеческий смысл существования человека. Изучать и использовать их мы можем только при условии появления на земной поверхности человеческой жизни, которая всегда общественна, ибо человек может быть человеком только среди вещей. Какую бы ценность мы не взяли от стоимости как основы цены товара до любви и веры в Бога, каждая из них является регулятором межчеловеческих отношений в широком смысле слова. В узком же смысле, ценностные отношения есть не что иное как переживание людьми результата своей деятельности по воплощению идеалов в конкретную действительность. "Идеал не становится лучше, когда он реализуется. Если бог понимается как идеал, то ошибочно утверждать, что его совершенство включает в себя его существование. Он нисколько не менее совершенен, будучи не существующим",- замечает Г.П. Выжлецов [4, с. 48]. Все человеческие проблемы в том и состоят, что идеалы осуществляются только самими людьми и не в идеальном мире. Это означает, что в каждой конкретной жизненой ситуации ценности творятся заново каждым человеком и каждым поколением передаются другому в форме деятельности, которая есть не что иное, как постоянный процесс создания и передачи ценностей от одного субъекта к другому. В этом их уникальность, но добро всегда остается добром, а любовь - любовью, что определяет универсальность и всеобщность ценностей, их единство и их всечеловечность. В современной литературе существует множество определений культуры, однако во всех этих определениях можно выявить единое исходное основание культуры, определяющее ее специфику. Культура в сущностном ее смысле - это высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная ими последующим поколениям. Что такое, например, добро, мир, любовь, красота и справедливость как не высший уровень такой облагороженности и одухотворенности, передаваемый будущим поколениям и определяющий, в конечном счете, отношения человека к самому себе, природе и обществу? Культура есть реализация ценностных отношений во всех сферах общественных отношений: экономике, политике, праве, морали и т. д. В любой из этих сфер существует предел проникновения и реализации высших духовных ценностей идеала, таких как красота, любовь, добро. Экономические отношения определяются ценностью "польза", (а иначе зачем "огород городить"), которая является модификацией красоты. Политические отношения определяются ценностью "мир", ибо ее противоположность - "во...
Другие файлы:

Новые веяния в социализме перед судом русской критики
Описание: Работа содержит обзор критической литературы, направленной против синдикализма, а также размышления автора по поводу кризиса социализма....

Мои размышления по-поводу статьи Д.С. Лихачева Человек должен быть интеллегентен.

Русский литературный язык: от XVIII века к XX. Размышления по поводу знаменательных дат

Размышления о гуманной педагогике
Размышления об авторитаризме и гуманизме в педагогическом процессе, о психологических предпосылках гуманного педагогического процесса, о целостности г...

Русская литературная критика XVIII—XIX веков
Периоды развития русской литературной критики, ее основные представители. Метод и критерии нормативно-жанровой критики. Литературно–эстетические предс...