Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Основные идеи философского наследия М. Вебера

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Основные идеи философского наследия М. ВебераИстоpия публикации трудов М.Вебера. "Хозяйство и общество". 1Понимающая социология 5Социология господства. 11"Протестантская этика и дух капитализма" 16Этика М.Вебера. 17Заключение 19Истоpия публикации трудов М.Вебера. "Хозяйство и общество".Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества Вебера не было полного единства в вопросе о том, что считать его главным программным произведением. Одни, в лице жены философа - Марьяны Вебер, считали "Хозяйство и общество" главным трудом философа, другие в лице Фридриха Тенбруга утверждали, что основная заслуга М.Вебера состоит в разработке теории социологии религии и хозяйственной этики. Оба тезиса нельзя ни доказать, ни опровергнуть полностью, ибо не осталось каких-либо замечаний по этому поводу самого автора.Итак, самым сильным защитником первой позиции была Марьяна Вебер - жена философа. Она не просто защищала "Хозяйство и общество", но и реконструировала это произведение в последнем издании, чтобы показать фундаментальность этого труда. Можно сказать , что "Хозяйство и общество" во многом изобретение Марьяны Вебер. Это произведение состоит из двух частей. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество. Таким образом, по мнению Марьяны Вебер "Хозяйство и общество" - одна книга из двух частей.Противоположный кризис заключается в трактовке "Хозяйства и общества" как дидактического пособия, всего лишь как попытку которая не была завершена. Но сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. Такой подход связан с пониманием и изучением М.Вебером социологии как интерпретирующей исторической науки. По мнению М.Вебера социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается, как неприемлемый. Но в данном случае вопрос ставился острее: ошибочно считать книгой "Хозяйство и общество", когда речь идет о собрании рукописей, об окончательной структуре которых ничего неизвестно. Собрание очерков по социологии религии - вот куда надо обращаться за пониманием творчества Вебера. Тенбруг Фридрих, написавший работу "Прощание с "Хозяйством и обществом" - основной защитник второй позиции.Итак, перед нами два противоположных тезиса. Кто же прав? Безусловно, "Хозяйство и общество" - важное произведение М.Вебера , но и собрание очерков по социологии религии говорит о многом в творчестве философа. "Хозяйство и общество" можно назвать главной работой потому, что она содержит в себе "понимающую социологию", и собрание очерков по социологии религии также является составной частью этого произведения. Однако, анализ философского наследия М.Вебера был бы не полон, если бы мы ограничились только "Хозяйством и обществом". Данная работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Это означает, что второй вариант является простым пересмотром первого. А жена М.Вебера объединила оба варианта в одну книгу. Безусловно, если бы М.Веберу удалось больше пожить, то ему бы удалось завершить второй вариант своей книги.В своей социологии религии он дошел до античного еврейства , хотел написать о раннем христианстве, предполагал сделать акцент на средневековом христианстве. Таким образом, работа "Протестантская этика и дух капитализма" получила бы полное обоснование.Что касается первого и второго варианта "Хозяйства и общества", то их синтез заключается в том, что эти два произведения - совокупность идей М.Вебера. Но Тенбург по отношению к Марьяне Вебер прав, что речь идет не о двух частях одной книги, а о двух вариантах разных книг. Далее мы попытаемся подтвердить этот тезис.Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов М.Вебера. Условно можно выделить три периода в творчестве философа. Первый период (до 1898) - до перелома, связанного с расстройством здоровья М.Вебера. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.Второй период (1903-1910) По свидетельству жены философа М.Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается , специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику. По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки . В 1910 году М.Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны , но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. В третьем периоде (1910-1920) своего творчества М.Вебер занимался разработкой рациональных основ религии.В начале своей карьеры М.Вебер работал как историк права и хозяйства. Существовала исторически сложившаяся школа как права , так и хозяйства, и М.Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М.Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее изобретение М.Вебер считает важным для возникновения современного капитализма.После болезни, в 1902 году находим новое направление творчества М.Вебера. Он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма.В своей жизни М.Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру. Он очень аскетически относился к светскому образу жизни. В течение нескольких лет в период своей болезни, он не мог творчески работать, не мог выполнять профессиональные обязанности. М.Вебер осознал на собственном опыте, к чему может привести "жесткий образ жизни". В данном случае личный кризис связан с пониманием кризиса предмета. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для М.Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма , но как человека способного к действию ради действия - именно с этой проблемой, связана вера в надличное у М.Вебера.В третий период своего творчества М.Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период его жизни.Когда М.Вебер создавал первую часть "Хозяйства и общества" , у него было желание изложить не отношение идей, а способ действия людей. Это не было осуществлено по причине второй мировой войны. Но часть материала, предназначенного для целостного труда было использовано в статьях. По мере работы над книгой исследование соотношений общества все более сводилось к каким-то общим понятиям. Теперь исторические события рассматривались во взаимодействии категорий, и этим отличается вторая часть "Хозяйства и общества" от первой. Можно сказать, что второй вариант рукописи основан на первом, ибо первый вариант просто включен во второй.В 1913 году в письме к своему издателю М.Вебер пишет: "Я разработал теорию господства, завершенную теорию господства, никогда и нигде подобного не было". Эта цитата может рассматриваться как один из последних...
Другие файлы:

Концептуальные идеи социологии религии М. Вебера
Происхождение и значение религии в обществе. Анализ религии в социологической концепции Макса Вебера. Взаимодействие и влияние религии на общество. Ха...

Социологические теории М. Вебера
Краткая биография и характеристика научных работ М. Вебера - социолога-антипозитивиста. Основы неклассического типа научности социологии. Концепция со...

Философия как тип мировоззрения
Предмет и природа философского знания. Понимание сознания как дифференцированной внутри себя целостности. Анализ природы философского знания и его при...

Человек в потоке истории. Введение в социологию культуры Альфреда Вебера
В монографии дан очерк жизни, творчества немецкого социолога и экономиста Альфреда Вебера (1868-1958). Анализируются теоретические источники и основны...

О сознании. Из философского наследия Чжу Си