Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы
Министерство образования РФАлтайский государственный университеткафедра ФНТРеферат по философииМетодологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природыВыполнила аспирант БГПУ Е. А. ШимкоПроверил: д. ф . н. проф. А. В. ИвановОценка:___отлично_______________________Дата:_____24 .05.02_______________________Подпись:_________________________Барнаул – 2002СодержаниеВведение31.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ).62.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода.92.1. Представление Мира как единой системы.92.2. Классификация систем по наиболее общим признакам.122.3. Общие закономерности взаимодействия активных систем с окружающей средой.193. Экологические проблемы современного общества с точки зрения системно-философского подхода.24Заключение.27Приложение 131Приложение 232Литература33 ВведениеГуманизация образования как практическая задача требует использования результатов философского анализа. Но что касается целесообразности введения философии как отдельного предмета в учебный план средней школы, то вряд ли это будет полезно. Важнее научить школьников самостоятельно мыслить в рамках уроков любого предмета. Главное в этом деле – сместить основной акцент с усвоения определенного объема информации на развитие самостоятельного и рефлексивного мышления. Это означает, что педагогам необходимо раскрывать перед школьниками общую панораму науки, где главную роль играют познающее мышление, рациональные методы отражения мира, а также творческая интуиция исследователя. Однако, в действительности современное образование при изучении систем различной природы до сих пор использует традиционный подход, при котором школьные предметы (физика, астрономия, биология, химия, история и др.) слабо связаны друг с другом, несмотря на то, что они описывают разные части одного Мира – космос, живую и неживую природу и общество. В связи с этим возникает проблема подготовки выпускника школы, умеющего воспринимать и перерабатывать всю необходимую учебную информацию, несмотря на ее эклектичность.Используя нетрадиционные подходы через систему образования, наука способна формировать особые достояния человеческого сознания – мировоззренческие образы, опирающиеся на ее достижения и логику рассуждения, ориентированную на доказательство и обоснование знаний. Из вышесказанного следует, что традиционные методы формирования учебных знаний перестают отвечать требованиям современности и поэтому должны быть вытеснены новыми, нетрадиционными, что и определяет актуальность проведенного исследования.С философской точки зрения любая область отношений Мира и человека может стать полем исследования, однако под определенным углом зрения и со специфическими методологическими целями. Здесь важно использование системного подхода, который формирует общую картину мира, необходимой молодому человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем практического действия. Использование системного анализа позволит получить школьникам теоретико-методологическую основу для изучения отдельных частных наук в природе и обществе.Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что современная жизнь требует от большинства людей больше специальных знаний, чем это было раньше. Изменился характер этих знаний, которыми должен владеть человек – это разнообразные естественнонаучные, социальные, исторические, методологические и другие знания, которые должны теперь иметь значительно более абстрактную и обобщенную форму, чем раньше.Цель исследования заключается в выявлении педагогической целесообразности использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы.Объектом исследования является нетрадиционный процесс обучения, воспитания и формирования целостного мировоззрения современных школьников.Предметом исследования является выявление согласования методологических и логических оснований теории системно-философского подхода.В основу исследования была положена гипотеза: формирование теоретических знаний о Космосе, Биоте и Социуме позволяет школьникам интегрировать множество конкретных фактов и знаний из различных областей частных наук в собственные общие представления, в субъективизированную, личностную картину окружающего мира, которая и является главным фундаментом поведения конкретного человека в обществе и природе.В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:обоснование необходимости использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы;обоснование педагогической целесообразности и эффективности системного представления на разных уровнях общности: на уровне всеобщего и на уровне отдельного;изучение классификации систем и их общих закономерностей.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:- изучение и анализ философской, методической литературы, относящейся к данной проблеме;- анализ наглядных форм, методов и приемов, использующихся в монографии «Общая теория материи» доктора философских наук, профессора Е.В. Ушаковой.1.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ).Изучение всеобщих свойств и законов объективной реальности и человеческого познания имеет принципиальное значение для выработки целостного научного мировоззрения и едино...