Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Литературная деятельность Спинозы

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТЛобастова Аллагруппа 301а заочное отделениеОглавлениеОглавление2Понятие Бога в Учении Спинозы4I. Всеединство Бога41. Субстанциальность и причинность Бога42. Имманентная причинность Бога.63. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость.6II. Безличность Бога.81.Свобода от всякого определения.82. Воля и разум, как определяющие свойства.103.Бог и природа.11Ш. Антагонизм между понятием Бога у Спинозы и другими религиями.12Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), великий голландский мыслитель, уже в юношеских сочинениях сформулировал главный для себя философский вопрос: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Всю жизнь Спиноза посвятил исследованию этого вопроса. Будучи страстным приверженцем философии Декарта, он, во-первых, исходил из идеала математической строгости в применении разума. Во-вторых, как и Декарт, Спиноза считал, что всякое познание следует начинать с метафизических вопросов. Ход его рассуждений таков: очевидно, что человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Следовательно, вопрос о том, что составляет счастье и как его достичь, может быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом. Центральным пунктом своей философии Спиноза сделал тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым как причину самой себя (cause sui). Настоящий реферат посвящен именно этой теме. В основу реферата положен научный труд, возможно монография, немецкого историка и философа Куно Фишера «Спиноза. Его жизнь и труды». К сожалению, издательские реквизиты этой интересной книги утеряны. Можно предположить, что она была издана в конце XIX - начале XX века и написана приблизительно в это же время. Понятие Бога в Учении СпинозыI. Всеединство Бога1. Субстанциальность и причинность БогаВ методологическом строении учения Спинозы читатель познакомился с духом, который руководит всеми его понятиями и устраняет всякую мысль, противоречащую причинной связи. Мир, рассматриваемый в этом свете, есть не система целей, а вечная система следствий; вещи не имеют целей, к которым бы они стремились сознательно или бессознательно, а имеют лишь основания, по которым они следуют; поэтому они не должны также быть оцениваемы по целям или идеалам. Идеал это учение признает идолом, который имеет свое основание не в природе вещей, а лишь в человеческом воображении. Философия, которая сводит все к прототипам или конечным целям и выводит те или иные объяснения из них, является в глазах Спинозы антиподом всякого подлинного и истинного познания; поэтому он равнодушно и почти презрительно отворачивается от философии древности, которая в лице Платона и Аристотеля основала свои величайшие системы на понятии цели. Задача и метод решения даны: порядок вещей должен быть понят из его вечной причины, т.е. выведен из существа Бога. Отсюда первый вопрос: что есть Бог или как должно мыслиться существо Бога?Понятие, от которого зависит все необходимое познание, есть понятие причины. Чтобы ясно и отчетливо понять порядок вещей в его целом, читатель должен иметь возможность вывести его из первой причины; поэтому должна существовать такая первопричина, которая не зависит ни от чего другого: существо, которое есть причина самого себя. Это понятие Спиноза ставит во главу своей философии и оно образует фундамент всей системы. «Под причиной самого себя я разумею то, существо чего уже включает в себя существование, или природа чего сама по себе должна рассматриваться как уже существующая». Так гласит определение. Но то, что есть в себе и постигается из себя, Спиноза называет в своем определении субстанцией. Этому понятию не соответствует ни одно существо, кроме «causa sui». Иными словами Спиноза высказал положение: субстанция есть причина самой себя, она существует исключительно в силу самой себя и отнюдь не в силу какого-либо другого существа. Она существует не в силу чего-либо другого, следовательно, не обусловлена также каким-либо другим существом и не зависит от него; она зависела бы от него, если бы в какой-либо форме была ограничена, ибо если меня ограничивает другое существо, то я завишу от него и уже не существую в силу самого себя. Но если субстанция ничем не ограничена, то она совершенно неограниченна или бесконечна: ens absolute infinitum. Этим понятием Спиноза объясняет понятие Бога. « Под Богом я разумею абсолютно бесконечное существо или субстанцию». Так выводится важная и многозначительная формула: субстанция- Бог ( substantia sive Deus).Если бы было много субстанций, то они в каком-либо отношении были бы различны; тогда каждая субстанция была бы тем, что другие не суть, и не была бы тем, что другие суть. Следовательно, каждой субстанции, поскольку она отлична от других, было бы присуще небытие, недостаток или граница, которая уничтожает ее бесконечность и тем самым ее саму. Если бы было много субстанций , то в каждой имело бы место ограничение; субстанция не была бы уже бесконечной, не была бы сама собой. Следовательно, существует не много субстанций, а лишь одна, или, как выражает Спиноза это положение: « Кроме Бога ни одна субстанция не может ни быть, ни мыслиться ». Из неограниченности Бога непосредственно следует его единичность.«Все, что есть, есть либо в себе, либо в другом». Так гласит первая аксиома. Что есть в себе, называется субстанцией; что есть в другом называется модусом. Поэтому все есть либо субстанция, либо модус. Но вне Бога нет субстанций, вне субстанции нет модусов, вне субстанции и модусов нет ничего; отсюда следует, что вне Бо...
Другие файлы:

Учения Спинозы
Развитие философии Спинозы. Учение Спинозы о субстанции. Учение Спинозы о душе. Взгляды Спинозы на общество. пантеизм Спинозы заключается в том, что Б...

Нравственные проблемы в "Этике" Б. Спинозы
Жизненный путь и литературное наследие Бенедикта Спинозы. Выявление и анализ нравственных проблем в "Этике" Б. Спинозы. Рассмотрение проблемы "Мужеств...

Бенедикт Спиноза
Философская деятельность Бенедикта Спинозы - нидерландского философа-рационалиста, натуралиста, противопоставившего дуализму Декарта принцип монизма....

Старейшее жизнеописание Спинозы. Трактат об очищении интеллекта
Книга включает трактат Спинозы "Об очищении интеллекта", изданный в 1914 году, комментарии к нему и другие исследования, посвященные логике и теории п...

Метариализм Спинозы
Б.Спиноза — один из выдающихся представителей домарксистской научной мысли. Автор книги подвергает детальному анализу материалистическое и атеистическ...