Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Характер процесса познания

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Диалектический характер процесса познания Философское миропонимание призвано не только представить основные “ блоки ” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на многие века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, вставших перед человечеством сегодня. Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев употребления ) к общим понятиям - идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. ( книга “ Да и нет. ”) Накопленная в веках культура диалектической полемики - умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения - имеет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам - таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых “ вещей ”, повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее. Диалектика в её зрелом теоретическом виде - позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 - 1831 ). Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это рациональное познание - особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. Гегель сознательно отверг закон непротиворечия Аристотеля ( 384 - 322 до н. э. ) и требовал переосмыслить природу понятия. Гегель отождествляет “ чистое понятие ” ( “ Понятие ” с большой буквы ) с самой сущностью вещей, отличает его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “ чистого понятия ” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого утверждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого понимания - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю, “ только в понятии истина обладает стихией своего существования ”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Последняя ( диалектика вещей ) есть, по Гегелю, лишь отражённая “ отчуждённая ”, “ отвнешнённая ” форма подлинной диалектики, присущей только “ жизни понятия ”. Гегель выявил, развил, привёл в систему понятийный аппарат диалектики. Причём это была не жёсткая система понятий с неизменными, раз и навсегда заданными, резко очерченными значениями. Философские понятия как бы “ расплавлялись ”, становились гибкими, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира. Формирование научного знания сопряжено также с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы - положения, содержание которых как бы “ пронизывает ” всю теорию, определяет её общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Понятие сущности соотносительно с понятием содержания, выражая не всё содержание целиком, а лишь главное, основное в нём. Открытие сущности чего-либо есть проникновение в глубины вещей, в их основные свойства, выявление причин её возникновения и законов функционирования. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще. Если сущность - это нечто общее, то явление - единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое, красочное. Сущность - есть нечто устойчивое и необходимое, а явление - это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным. Единичное, особенное, всеобщее являются философскими категориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей. Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря которому они отличаются друг от друга. Поэтому каждый отдельный объект воспринимается как нечто единичное. Таким образом единичное - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую количественную и качественную определённость. Общие черты и признаки, повторяющиеся в единичном, выступают как особенное, присущее узким группам объектов. Если же черты и признаки присущи всем предметам и явлениям, то они выступают как всеобщее. Всеобщее - это единое во многом. Единичное, особенное и всеобщее находятся в неразрывной связи, единстве, различие их относительно, они взаимно переходят друг в друга. Никакая деятельность не была бы возможна, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”. Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания. При этом необходимо учитывать: 1) неправильность сведения целого к части, что может привести к утрате понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся специфическим законам; 2) необходимость рассмотрения целого во всей его сложности и относительной самостоятельности сторон, элементов, частей, из которых оно состоит, так как последние могут иметь свои особенности, не совпадающие с целым; 3) рассмотрение отдельных сторон, частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого и наоборот, изучение целого должно опираться на знание свойств его составных частей. Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то: возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, элемент, структура и система. Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами. Признание универсальной законосообразности вещ...
Другие файлы:

Сущность, методы и границы познания
Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприяти...

Логический и циклический характер инновационного процесса
Логистический характер инновационного процесса. Логистическая S-образная кривая развития организаций и их элементов. Технологические разрывы. Цикличес...

Методология научных исследований. Бухгалтерский учет как наука
Сущность познания, характеристика и классификация познания. Объект и предмет научного познания. Методология и логика научных исследований. Прикладной...

Проблемы познавательного процесса
Чувственное и рациональное в познании. Проблема метода познания и ее взаимосвязь с познавательным процессом. Особенности эмпирических и теоретических...

Философия познания
Стороны реально существующего познания. Проблемы природы и возможностей познания, отношение знания к реальности. Философские позиции по проблеме позна...