Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Наследие Б. Спинозы

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. СпинозыВВЕДЕНИЕОценить полной мерой действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. "Этика" великого философа завершается, как известно, рассмотрением вопроса о том, как же именно должны устроить свою совместную - общественную - жизнь люди, понявшие ту простую и великую истину, что для разумного человека "для его самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как человек, руководствующийся разумом" и что именно человек - не деньги, не вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности - есть для человека высший и самый интересный предмет в универсуме.Решение Спинозы гениально и просто, хотя носит еще очень общий характер. Люди должны организоваться в такое общество, которое обеспечивало бы возможность каждому из них полностью развернуть в действии свою человеческую природу, стать Человеком с большой буквы.Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии по его учению - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни, поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли.Всеобщая детерминация в философии Спинозы - чтобы ни делал человек, он вынужден это делать, - воспитывает терпимость и учит видеть то, что кажется нам абсурдным, как неизбежное. Эта доктрина способствует нашему общественному существованию.Один из важнейших показателей глубины и актуальности философского учения Спинозы - его влияние на мыслителей последующих поколений и тем более веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей различных рангов, оспаривающих и опровергающих эти идеи.Высокую оценку философским взглядам Спинозы дал Энгельс: "Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего".ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАРусские спинозисты В 1977 году отмечалось трехсотлетие со дня смерти амстердамского мыслителя Бенедикта Спинозы и выхода в свет его “Этики” (1677 г.). Это вызвало настоящую лавину публикаций в мире. У нас же в стране Спиноза уже довольно долго не пользуется заметным вниманием. Хотя некоторое время назад спинозовская философия находилась в центре оживленной полемики, в которой приняли участие отечественные философы ранга Владимира Соловьева, Александра Введенского, Льва Шестова. Но тех, кто считал философский метод Спинозы адекватной формой мышления и пользовался им как инструментом разыскания истины, в общем-то, было не так уж много. Среди них самые яркие фигуры, вне всякого сомнения - В.Н.Половцева, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков. Все они открыто признавали свою приверженность учению Спинозы и по-своему продолжили его inquisitio veri в XX столетии. Но история русского спинозизма пока еще очень коротка и складывалась до сих пор не слишком счастливо. По разным причинам ни В.Н.Половцевой, ни Л.С.Выготскому, ни Э.В.Ильенкову не удалось завершить свой главный труд о Спинозе. Все три автора считали сердцевиной философии Спинозы его теорию познания, которую Спиноза именует “истинной логикой”. Открытый Спинозой метод мышления, по их мнению, нисколько не устарел и в состоянии с прежним успехом вести человеческий разум к истине вещей. Так, В.Н. Половцева указывает, что истинное, субстанциональное бытие вещей Спиноза обозначает выражением "actu existere" и это "активное существование"1 кардинально отличается от воображаемого "существования во времени" (duratio). Активность вещи и есть ее настоящая сущность, заключает Половцева. У Л.С.Выгодского и Э.В.Ильенкова предметная деятельность трактуется как субстанция всех психических явлений - от простейшего самочувствия до категорий "чистого разума" и самых сложных идеальных образований. Этот принцип был открыт Спинозой и, приняв его, мы уже тем самым вступаем на почву спинозизма, пишет Ильенков: "Спинозизм... связывает феномен мышления вообще с реальной деятельностью мыслящего тела ( а не с понятием бестелесной души ), и в этом мыслящем теле предполагает активность..."2Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимостиСпиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне, с такой ясностью и остротой и не только поставил, а и нашел им решение, до сих пор озадачивающее своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью приводящих к нему размышлений...В чем же разгадка этого удивительного феномена? На какие важные вещи, волнующие людей и поныне, впервые открыл человечеству глаза этот грустный и задумчивый человек? Какой таинственной силой наделила его Природа, что он сумел выйти победителем из смертельной схватки с таким могучим противником, как объединенные силы трех “мировых религий”.Ответ один. Это могло случиться лишь потому, что Спиноза не был богоборцем-одиночкой, каким его не раз изображали. Потому что на его стороне незримо сражалась всеодолевающая власть мировой необходимости, или, говоря конкретнее, мощь социального прогресса. Потому что, не придавая особого значения своей персоне и искренне считая себя лишь одним из бесчисленных борцов за прогресс человеческого рода, Спиноза отдал себя без остатка на беззаветное служение ему.Когда-то Гете сказал, что гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости. В этом разгадка гения Спинозы, его личности и его интеллекта. “Индивидуум есть сын своего народа, своего мира, и он лишь проявляет субстанциональность последнего в своей собственной форме”, -утверждал, и не без влияния Спинозы, Гегель. И это тоже проливает свет на загадку Спинозы и спинозизма. Поэтому понять Спинозу - значит прежде всего понять его время и его народ, лучшим выразителем “субстанциальных” (т.е. главных, глобальных, решающих) интересов которого он стал.XVII век в истории Европы - век переломный, кризисный, жестокий: живьем сжигают “еретиков”, воюют католики с протестантами, христиане с турками-мусульманами, испанцы с индейцами, немцы с немцами... Льется кровь, грохочут пушки, обрушиваются топоры на головы приговоренных, мир оглашают крики ярости и боли, ненависти и отчаяния.Так начинается для Европы Новое Время - эпоха буржуазно-капиталистического развития всей ее культуры и всего ее бескультурья, эпоха торговли и промышленности, эпоха напряженного труда и взрывов научного мышления, чередующихся со взрывами кровавого мракобесия, со всеми ее противоречиями, которые будут отныне сопровождать эту эпоху до самого ее конца.Причины, побудившие Спинозу взяться за пероВ этом мире и проснулся к духовной жизни юноша Спиноза. Ему повезло с самого начала больше, чем многим. Амстердам - столица Нидерландов, сумевших на время отгородиться от кровавых безумий бушевавших в соседних странах, - как раз переживал довольно мирную пору своей буржуазной молодости, ремесел, торговли, искусства, промышленности и науки. В Нидерландах религиозные распри редко доходили до прямой поножовщины, но тут, как и везде, католики до хрипоты спорили с протестантами, христиане с иудеями, а различные группы протестантов - друг с другом. Здесь были представлены все главные идейные течения тогдашней Европы, со всего мира сюда стекались потоки товаров и потоки информации. И мыслить тут приходилось с учетом горького и тревожного опыта всего окружавшего Нидерланды мира. Жизнь не была идиллической. Именно это и заставляло людей размышлять над проблемами века всерьез, а не на досуге, не для удовлетворения склонности к безмятежному философствованию. В частности, внимание средневековых мыслителей привлекала проблема религиозного разобщения людей, казавшегося им самим первопричиной их взаимной вражды и нетерпимости, а стало быть, всех войн, грабежей и кровопролитий.Один вид фанатизма ничуть не лучше любого другого - вот в чем убедился Спиноза еще в молодости. Об этом он открыто заявил миру, вызвав на себя огонь всех видов религиозного мракобесия сразу. Он писал: "...
Другие файлы:

Нравственные проблемы в "Этике" Б. Спинозы
Жизненный путь и литературное наследие Бенедикта Спинозы. Выявление и анализ нравственных проблем в "Этике" Б. Спинозы. Рассмотрение проблемы "Мужеств...

Учения Спинозы
Развитие философии Спинозы. Учение Спинозы о субстанции. Учение Спинозы о душе. Взгляды Спинозы на общество. пантеизм Спинозы заключается в том, что Б...

Старейшее жизнеописание Спинозы. Трактат об очищении интеллекта
Книга включает трактат Спинозы "Об очищении интеллекта", изданный в 1914 году, комментарии к нему и другие исследования, посвященные логике и теории п...

Метариализм Спинозы
Б.Спиноза — один из выдающихся представителей домарксистской научной мысли. Автор книги подвергает детальному анализу материалистическое и атеистическ...

Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во...