Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

О науке и вере

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
О науке и вереИльичев А. Т. Вопрос о противопоставлении научного познания и веры в Бога возник у человечества достаточно давно, никак не позже времени так называемой эпохи Возрождения, когда было отдано предпочтение рациональному началу в восприятии окружающего нас мира. Сам факт противопоставления допускает и крайние точки зрения на проблему: либо наука опровергает существование Бога и, как следствие, акта творения, либо научное познание лишено всякого смысла и представляет собой химерическое порождение разума. Между тем, вопрос о противопоставлении науки и религии и, более того, объемлющая его проблема взаимоотношения между рациональным познанием и верой, могут оказаться вообще некорректно поставленными, т. к. наука (и вообще всякое рациональное познание) и религия (как и всякое мировоззрение) не имеют между собой никаких логических связей, и потому научные результаты не могут ни опровергать, ни подтверждать сам факт существования Бога. "Наука имеет дело с процессом, а мировоззрение - с областью причин и целей, которые находятся за гранью эксперимента и для науки всегда остаются тайной. Наука обнаруживает и фиксирует причинно-следственную закономерность между явлениями, но само понятие законов для нее недоступно, она не может объяснить превращение хаоса в закон и целесообразность. Наука имеет дело с материальным миром, поэтому не может ни подтвердить, ни опровергнуть существование другого, духовного бытия.Наука изучает предмет в его проявлениях (феноменах); каждый предмет имеет множество свойств и атрибутов, поэтому каждый предмет остается для науки познаваемым, но не познанным объектом.Мировоззрение не вытекает из научной информации, а зависит от духовного состояния, воли и нравственности человека. Великие ученые, обладавшие одинаковым научным кругозором, придерживались различных религиозных и философских мировоззрений"1. Митрополит Антоний (Мельников) писал: "То, что в восемнадцатом веке представляли как противоречие между "разумом" и "верой", в девятнадцатом всплывает как конфликт "науки" и "религии". "Наука" и "религия" уж точно вещи совершенно разные, ибо первое исконно русское слово связывается в течение двух столетий с немецкими учебниками и заморским знанием, а вторым иностранным словом стали называть "веру отцов наших".Но если вернуться к родным слявянским корням и вспомнить, что религией мы исторически недавно стали именовать исповедание веры, а вкладываемый ныне в слово "наука" смысл, может быть, гораздо точнее передается древнерусским "ведение" (например, литературоведение, языковедение, краеведение и т.д.), то истинное отношение "науки" и "религии" предстанет как связь ведения и исповедания.Тут уж совершенно очевидна невозможность противопоставления части (науки, ведения) целому (религии, исповеданию). (...) Если основательно продумать эти тезисы, станет совершенно очевидным, что ни "соединять" веру и знание, ни давать религии "научное обоснование" не имеет никакого смысла. Не через науку-ведение получает религия-исповедание, но, напротив, через исповедание приходит к нам истинное знание"2.Прямым опровержением утверждения, что естественнонаучный метод исключает всякую возможность веры в Бога, является тот факт, что среди наиболее выдающихся деятелей естественных наук (в том числе и основателей фундаментальных физических теорий) находились (и находятся) люди верующие. "Не всякий человек, к сожалению, знает, что большинство величайших ученых прошлого времени и наших дней были и остаются верующими в Бога людьми. Вот, к примеру, слова одного из основополож¬ников астрономии нового времени, немецкого ученого Иоганна Кеплера, который в познании звездного мира черпал, прежде всего, неиссякаемую радость богопознания: "О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!.. Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты удостоил меня этой величайшей радости: изучать творение Твое... О, как велик наш Бог! Да воспевает непрестанно душа моя славу Его!".Необходимо привести еще несколько высказываний известных выдающихся ученых о том, что изучение Вселенной приводит к признанию Бога-Творца, свидетельствующих в их вере во Всевышнего.Знаменитый астроном Фламмарион Камиль говорит: " Математический порядок астрономической организации Вселенной обязан своим происхождением Разуму, без сомнения высшему, чем разум астрономов, открывших выражение правящих миром законов", "Верховный виновник всей стройности и красоты. Кто же и что такое Ты, если дела Твои столь велики? И какое имя дать тем, что отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чуствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь перед Тобой..."Знаменитый астроном Гершель засвидетельствовал: "Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств Вечного Творческого и Всемогущего Разума".Известный астроном Мэдлер писал: "Кто ничего, кроме случая, не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такой очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость".По словам астронома Ватсона, "изучение дивного механизма звездного неба возбуждает и укрепляет в нас удивление к бесконечному совершенству Всемогущего и Живого Бога".Крупнейший физик, астрофизик и космолог двадцатого века Джине говорит: "Примитивные космогонии рисовалиТворца работающим во времени, выковывающим Солнце, и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же как художник находится вне своего холста".Великий физик нашего столетия Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии говорит: "Вера начинается со знанием того, что высший разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: "В начале - Бог".Знаменитый естествоиспытатель Карл Линней свидетельствовал о своей любви и благоговении к Богу, которого величал "Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом, который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто его величие".По свидетельству выдающегося ученого М. В. Ломоносова, "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество по вере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру (по-англ. "природу") влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители".Один из основоположников электродинамики - физик Ампер сказал:"В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу".Крупный ученый-естествоиспытатель Агассис говорит: "Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира. А наука - перевод мыслей Творца на человеческий язык".Известный ученый-химик Либих, один из основателей агрохимии, пишет: "Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом".Один из числа самых великих математиков мира Коши, писал: "Я - христианин, то есть верую в Божество Иисуса Христа, как и Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков... Во всем этом (вероучении) я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову (как ученого). Напротив, без этого святого дара веры, без знания о том, на что мне надеяться и что ожидает меня в будущем, душа моя в неуверенности и беспокойстве металась бы от одной вещи к другой...".
Другие файлы:

Невозможное возможно
Дорогой читатель, существует много книг о вере и многие из них вы, наверное, прочитали. Также, возможно, вам знакомо много мест из Писания, которые пр...

Наставление в христианской вере
Фундаментальное произведение протестантской теологии "Наставление в христианской вере", переведённое почти на все европейские языки, китайский, японск...

1000 вопросов и ответов о Вере, Церкви и Христианстве
Найти свой путь к Богу очень непросто. Вдвойне непросто сделать первый шаг на этом пути. Во стократ сложнее не свернуть с этого пути, преодолеть все с...

Энциклопедия вопросов и ответов о церкви, христианстве и вере для верующих и неверующих
Найти свой путь к Богу очень непросто. И вдвойне непросто сделать первый шаг на этом пути. И во стократ сложнее не свернуть с этого пути, преодолеть в...

Вспомогательные исторические дисциплины
Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науке о рукописях), геральдике (науке о гербах), сфрагистике (науке о печатях), хронологии (науке о...