Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Эффективность коммуникации

Тип: конспект урока
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М.М. Бахтина и В.С. Библера. Концепция самоопределения индивида в горизонте личности в культурном контексте. Виды диалогического общения: непосредственное и опосредованное текстами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Конспект к семинарскому занятию

Эффективность коммуникации

План

1. Диалог как понятие

2. Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М.М. Бахтина и В.С. Библера

3. Диалог как принцип организации сознания

1. Диалог как понятие

Проблема диалога в современных условиях приобретает особое значение. Современный мир характеризуется все большими процессами глобализации, в соответствии с этим усиливаются процессы, противоположные им. К сожалению это не свидетельствует о том, что человечество научилось жить, если не в согласии, то хотя бы в режиме диалога. В связи с этим, возникает необходимость обратиться к истокам диалога, его пониманию с точки зрения философии и культурологии.

Слово "диалог" происходит от греческих dia - "два" и logos - "понятие", "мысль", "разум", "язык", и означает, следовательно, "встречу" двух сознаний, логик, культур.

Диалог - универсальный способ существования культуры. Культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры. Диалог является и важнейшей формой коммуникации, т.к. только посредством диалога внешнего и внутреннего происходит обмен и усвоение информации, необходимой для существования и развития личности.

2. Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М.М. Бахтина и В.С. Библера

В философии и культурологии основные положения идеи диалога культур разработаны М. М. Бахтиным и В.С. Библером. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспектив.

М.М. Бахтин писал: "Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения". В диалоге человек вкладывает в речь, в слово всего себя, и это слово "входит в диалогическую ткань человеческой жизни, мировой симпозиум". Диалог всеобщ, он в самих средоточиях человеческого духа.

Самоопределение индивида в горизонте личности в культурном контексте возможна лишь в диалоге, который базируется согласно концепции М.М. Бахтина на трех смыслах:

* диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания;

* диалог как всеобщая основа всех речевых жанров: летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т.д.;

* диалог, как форму общения. "Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться…"

Диалог рассматривается как условие жизни духовной переживающей личности, ибо путь спасения "Я" возможен через спасение души, а душа - это "дар моего духа другому". Только вступая в со-бытие (диалог) с уникальностью другого, личность достигает подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир понимающего и самоутверждающегося духа, т.е. культуру.

В.С. Библер, развивая идеи М.М. Бахтина, также предостерегает от примитивного понимания диалога как разных видов диалога, встречающихся в речи человека (научный, бытовой, моральный и т.д.), которые не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. В "диалоге культур" речь идёт о диалогичности самой истины, о том, что понимание другого человека предполагает взаимопонимание "Я - ты" как различных личностей, с различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты и добра.

Диалогическое общение может быть непосредственным (как правило, оказываясь при этом двусторонним) и опосредованным текстами (часто являясь односторонним, контакт читателя с автором).

Таким образом, общение личностей в диалоге происходит благодаря некоторому атому общения - тексту. М.М. Бахтин в своей "Эстетике словесного творчества" писал, что человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им. Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах:

* как живая речь человека;

* как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости); культурологический диалог коммуникация самоопределение

* как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т.д.)

В любой из этих форм текст может быть понят как форма общения культур. Каждый текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, созданные авторами, имеющими своё миропонимание, свою картину или образ мира. И поэтому текст несет смысл прошлых и последующих культур, он всегда на грани, он всегда диалогичен, так как всегда кому-то направлен.

Таким образом, диалог - это универсальная форма коммуникации в культуре, всеохватывающий способ существования культуры как таковой и человека в культуре.

3. Диалог как принцип организации сознания

Сознание начинается там, где начинается диалог, вызванный каким-то противоречием, выраженным в логической форме. Человек в результате диалогического общения с самим собой вырабатывает свои ответы на вопросы человеческого бытия. Именно в диалоге рождаются особо значимые смысловые структуры, которые переживаются личностью и оставляют в ее сознании глубокий след, а затем оказывают влияние на ее нравственный выбор.

Значение диалога как формы существования сознания отражено у М. М. Бахтина в работе "Проблемы поэтики Достоевского". Бахтин считал, что существует особая сфера бытия человека, которая не поддается освоению с монологических позиций. Анализируя диалоги в романах Достоевского, он выделяет в них подлинную полифонию самостоятельных голосов и сознаний. Диалог - это взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Эту мысль продолжает философ М. К. Мамардашвили: "По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но, возможно сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то пространственно-подобное или полевое образование". Здесь уместно вспомнить еще раз текст, как "атом общения". Текст включает в себя голоса той или иной эпохи, благодаря тексту идеи одной культуры встречаются с идеями культуры других эпох в диалогическом пересечении. Диалог двух культур происходит в особом интеллектуальном пространстве - "пространстве истории", где формируется и получает дальнейшее развитие уже историческое сознание.

Таким образом, сознание имеет диалогическую природу и существует в диалоге. Диалог между двумя людьми, культурами, историческими эпохами по философии М.М. Бахтина есть элемент бытия, духовная действительность. В книге о Достоевском М.М. Бахтин говорит, что "быть - значит общаться диалогически".

Сегодня это становится как никогда актуальным, потому что диалог как форма коммуникации в культуре раздвигает границы общения между народами и государствами. Основа бытия и мышления человека конца XX в. - диалог, полилог по самым главным, вечным проблемам бытия. Это всеобщий способ освоения духовно-ценностных основ жизни, форма поиска самого себя в мире общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты, любви, счастья. Это и способ познания мира, и способ "самовозделывания", самоосуществления, самоопределения. Человек должен научиться жить в условиях множества культур, типов сознаний, логик, точек зрения. Следуя современному пониманию диалога, можно утверждать, что осознанная жизнь есть участие в непрерывном диалоге бытия, предполагающее умение слушать и вопрошать, соглашаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать.

Источники

1. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации. http://www.evartist.narod.ru/text16/074.htm

2. Теория и история культуры в персоналиях Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975)

http://ortlib.narod.ru/perso/perso006.htm

3. Бобрикова Ж.Е. Место диалога в культуре повседневности http://analiculturolog.ru/journal/new-number/item/730-place-of-dialogue-culture-of-everyday-life.html

4. Викторов, Л.Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера/ Парадигма: Журнал межкультурной коммуникации. №1 http://res.krasu.ru/paradigma/1/6.htm

Размещено на Allbest.ru

...
Другие файлы:

Коммуникации и их эффективность
Процесс коммуникаций и эффективность управления. Межуровневые коммуникации в организациях. Межличностные коммуникации. Коммуникационный процесс. Ответ...

Маркетинговые коммуникации
Сущность, основные направления паблик рилейшнз. Факторы, определяющие эффективность рекламной деятельности. Маркетинговые коммуникации, их роль в пост...

Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака)
Сущность семьи. Межличностная коммуникация. Формирование внутрисемейной коммуникациию. Нарушение коммуникации в семье. Причины возникновения их наруше...

Коммуникации в управлении
Коммуникативная составляющая общения. Формирование деловой культуры в западных странах и в России. Особенности вербальных и невербальных межличностног...

Коммуникации в менеджменте
Сущность коммуникации и определение ее значение в процессе управленческой деятельности менеджера. Разновидности коммуникации и ее основные этапы реали...