Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Творчество М. Дюшана. Ready-made, дадаизм, авангардизм. Статья М. Лейриса "Промыслы и ремесла Марселя Дюшана". Статья Серса Филиппа ""Фонтан" Дюшана - реди-мейд как вызов и демонстрация". Дальнейшая жизнь "Фонтана". Границы между прекрасным и безобразным.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИСКУССТВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана»

Выполнил:

Степанов В.К.

Студент 3-го курса 4-ой группы

специальности «Дизайн»

Научный руководитель:

Профессор

Ренанский А. Л.

Минск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Немного о Марселе Дюшане.

1.1 Ready-made.

1.2 Дадаизм.

1.3 Авангардизм.

Глава 2. Марсель Дюшан - гений или бездарность.

2.1 Статья Мишеля Лейриса: «Промыслы и ремесла Марселя Дюшана»

2.2 Статья Серса Филиппа: «”Фонтан” Дюшана - реди-мейд как вызов и демонстрация».

2.3 Дальнейшая жизнь «Фонтана».

Глава 3. Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана.

Заключение

Приложение

Источники

Список литературы

Введение

Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана. Это весьма интересный вопрос, который мучает многих на протяжении уже почти 100 лет. Как? Почему? Зачем? Люди неустанно задают эти вопросы по поводу творчества Дюшана. Неужели обычный писсуар, купленный в магазине сантехники, подписанный с боку R. Mutt (что в переводе означает «дурак»), и перевёрнутый на 90 градусов стал произведением искусства? Или его знаменитая сушилка для бутылок. Неужели и она является произведением искусства? Как обычные предметы обихода вдруг получили статус произведений искусства?

Именно поэтому я и выбрал эту тему для курсовой работы. Чтобы хотя бы немного приблизится к ответу на данный вопрос.

Чтобы ответить на ряд этих вопросов, нужно узнать, какие цели преследовал Дюшан. Ведь ответив на этот вопрос, мы сможем приблизиться к отведу на все остальные вопросы.

К великому сожалению я уже не смогу задать все тревожащие меня вопросы лично Марселю Дюшану. И врятли смогу залезть к нему в голову, поэтому придётся покопаться немного в его биографии, творчестве, узнать, чем жил художник, узнать что его беспокоило. Именно об этом и пойдёт разговор в Главе 1. Так же в этой главе речь пойдёт о ряде таких терминов, как:

1.Ready-made.

2. Дадаизм.

3. Авангардизм.

В Главе 2 я ознакомлю вас рядом мнений различных людей, а именно: Серса Филиппа, Е. С. Домарацкой. И из всего этого я сделаю вывод.

В Главе 3 я сделаю свой собственный вывод, опираясь на всё вышенаписанное.

Далее пойдёт заключение, в котором я подытожу всё сказанное и предложу вам сделать свой вывод.

Вот собственно и все цели, которые я ставлю перед собой, для того чтобы ответить на главный вопрос: Каков он? Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана.

Глава 1. Немного о Марселе Дюшане

Анри Робер Марсель Дюшан - французский художник, один из величайших новаторов в искусстве 20 в.

Родился 28 июля 1887 под Бленвилем, Франция (недалеко от Руана, в Нормандии. В 1904 он переехал в Париж, где присоединился к своим братьям, Жаку Вийону и Раймону Дюшан-Вийону, и стал изучать живопись в Академии Жюлиан. Учёба продолжалась до 1905.

В 1910-1911 увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.

Ранние работы Дюшана были созданы под влиянием постимпрессионизма.

Первый раз Дюшан выставил свои произведения в 1909 на Салоне независимых художников и в Salon d'Automne в Париже. Его картины до 1911 года были непосредственно связаны с кубизмом. Часто это были последовательные изображения тела в движении.

В 1912 Дюшан пишет окончательную версию картины «Обнажённая, спускающаяся с лестницы». Она была показана в том же году на Salon de la Section d'Or и впоследствии вызвала большой скандал на Армори-шоу в Нью-Йорке, где один критик не очень-то остроумно назвал её "взрывом на макаронной фабрике" (1913). Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения».

Затем, в 1910 - 1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 - 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо»( стр. 32), 1913; «Сушилка для бутылок»(стр. 31), 1914; «Фонтан», 1917 (стр. 18)). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров -- например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919 (стр. 33)). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носила провокационно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго -- так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило, исполнял повторения - для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). В том же 1913г. Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле. Он создает большую композицию «The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). В этом удивительном произведении художник воспроизвел чистую и абсурдную несерьезность и свою философию любви и желания. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство.

Дюшан снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

Умер 2 октября 1968 (81 год) в Нейи-сюр-Сен, Франция.

Марсель Дюшан был весьма яркой и значительной фигурой того времени. Помимо всего прочего он очень любил шахматы и имел звание гроссмейстера. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах. На первый взгляд, холодная математика шахмат представляется полной противоположностью тонкой и непредсказуемой поэзии искусства, в чем сам Дюшан прекрасно отдавал себе отчет. Однако ему удалось примирить эти противоположности уникальным образом: «В моей жизни шахматы и искусство стоят на противоположных полюсах, но не обманывайтесь. Шахматы -- это не просто механическая функция. Они пластичны, так сказать. Каждый раз, когда я передвигаю пешки на доске, я создаю новую форму, новый рисунок, и, таким образом, я удовлетворен постоянно меняющимся контуром»5. Кроме «пластичности», т. е. близости визуальному образу своей внутренней сущностью, шахматы апеллировали к сознанию художника особой логикой, накладывая отпечаток на саму манеру его творческого мышления: «Не сказать, чтобы в шахматах не было логики. Шахматы заставляют быть логичным. Логика присутствует, но ее просто не видно».

Но самое главное что я хотел бы отметить, это, пожалуй, то что М. Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью - свободой.

Покопавшись в личной жизне и творчестве Марселя Дюшана, теперь необходимо дать определение трём терминам, сформировавшим и охарактеризовавшим его творчество, а именно:

1.Ready-made.

2. Дадаизм.

3. Авангардизм.

1.1 Ready-made

Ready-made(реди-мэйд, от англ. ready-made - готовое изделие) - термин, обзначающий предметы обихода, изделия массового производства, волей художника вырванные из привычной среды, и помещённые в выставочные залы как произведения искусства.

Термин ready-made в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан.

1.2 Дадаизм

Дадаизм -- сложившеес...

Другие файлы:

Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность
Предметом книги известного искусствоведа и художественного критика, куратора ряда важнейших международных выставок 1990-2000-х годов Тьерри де Дюва яв...

Дадаизм
"Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество" № 097. Киев, 2003. — 32 с. Дадаизм — интернациональное культурное д...

Эстетический вкус - от чего он зависит
Понятия "вкус" и "эстетический вкус", объективность и субъективность суждений. От чего зависит эстетический вкус. Субъективное, самостоятельное оценив...

Hand-made Almost Ready to Fly R/C Model Aircraft
The Boomerang 40 was designed with the sports trainer flyer in mind. It is a High-wing aeroplane which is easy to fly and quick to assemble. The airfr...

Ubuntu Made Easy: A Project-Based Introduction to Linux
Описание: Ubuntu brings Linux to the masses, but it can still be intimidating for newbies, neophytes, and geeks-in-training. With Ubuntu Made Easy by...