Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Феномен контркультуры

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Изучение феномена контркультуры. Молодежный бунт в 1960-х годах, культурная революция. Специфические культурные феномены. Отрицание устаревших и утверждение новых культурных форм. Единство традиций и новаций, эволюционных и революционных изменений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра «История, культура и социология»

РЕФЕРАТ

по курсу «Культурология»

на тему

«Феномен контркультуры»

Выполнил:

студент группы Э-160

Новоженина Е. М.

Проверил:

доцент Естрина О.В.

Волгоград 2012

Содержание

Введение

1. Понятие контркультуры

2. Подходы к изучению феномена контркультуры

3. Молодежный бунт в 1960-х годах. Культурная революция

Заключение

Список литературы

Введение

За последние несколько десятков лет феномен контркультуры стал объектом усиленного внимания многих ученых-социологов, культурологов и философов. Однако понимание термина «контркультура» на протяжении второй половины XX - начала XXI вв. претерпело серьезные изменения. Первоначальный смысл данной категории исказился, в результате чего контркультурой стали называть все культурные проявления, не укладывающиеся в традиционные рамки. В то же время в научной литературе также существуют 2 прямо противоположных точки зрения на данный культурный феномен.

В связи с этим в качестве цели данной работы я выбрала выявление основных положений феномена контркультуры. Задачами данного исследования являются раскрытия понятия контркультуры и ее основных компонентов, знакомство с различными подходами к пониманию данной категории, а также осмысление действий молодежных контркультурных движений 60-х годов прошлого века.

1. Понятие контркультуры

Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, которые закрепляются в особых чертах поведения людей, их сознания, традиций и т.д. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Этот факт во многом повлиял на возникновение особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Примером таких групп могут являться субкультуры, имеющие особый кодекс правил и моральных норм внутри своего этноса. Они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность.

Тем не менее, с развитием общества складываются такие ситуации, когда локальные ценности начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, и пытаются навязать свои моральные установки для широких социальных общностей. Такая ситуация является примером возникновения контркультуры.

Итак, если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура получила распространение среди молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для данного культурного типа характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных устоев и идеалов, стандартов и стереотипов общественной культуры.

Контркультура олицетворяет необходимость перемен в конкретной общественной формации. Это целостный многоплановый феномен, отражающий динамический процесс противостояния статичным общепринятым нормативным структурам. Кроме того, это своеобразный механизм создания новых теоретических принципов и их практической реализации.

2. Подходы к изучению феномена контркультуры

Т. Роззак первым ввел в массовый обиход понятие «контркультура» в своей книге «Создание контркультуры: Размышления о технократической цивилизации и ее юной оппозиции». Он определил контркультуру как «культурную совокупность того, что радикально расходится с ценностями и нормами мэйнстрима нашего общества»[1]. В этой работе он пытался осмыслить теоретическую базу молодежного движения 1960-х годов, при этом он отмечал, что именно революция на уровне сознания влияет на создание контркультуры. По Т. Роззаку, источником возникновения контркультуры является бунт молодых, основанный на их непримиримом отношении к поколению родителей из-за их потребительского, бездуховного отношения к жизни. Таким образом, главная цель создания контркультуры - это борьба с технократической цивилизацией.

Первые работы о контркультуре русских ученых появляются в начале 1980-х гг. Ю.Н Давыдов и И.Б Роднянская в своей работе отмечают, что контркультура выступает «против трудовой этики за безделье, осмысленное в духе античной атараксии и буддистской нирваны; <… > против какой бы то ни было упорядоченности в эротической сфере; против социальности вообще и культурности вообще» [6, с. 58].

Также интересна монография «Спор идет о человеке» А.С. Мулярчика, где контркультура характеризуется как крайне аморальное явление: «Она полностью освободилась от всяких ограничений, связанных с моралью, - не только от буржуазного лицемерия и ханжества, но и от …изначальных представлений о добре и зле, приличном и неприличном»[8, с. 207].

К концу 90-х гг. XX века сформировалось расширительное представление о контркультуре. Теперь она определяется как понятие, которое обозначает социокультурные установки, противоречащие фундаментальным принципам массовой культуры, а также приравнивается с молодежной субкультурой 60-х гг. и ее критическим отношением к современной культуре. Ряд исследователей, развивая данную концепцию, отождествляет контркультуру, альтернативную культуру и молодежные неформальные объединения, приписывая им такие черты, как стремление к нигилизму традиционных ценностей, отказ от существующей официальной идеологии и, как следствие, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни и т.д.

В начале XXI в. оформилось направление, относящее к контркультуре все возможные культурные течения так или иначе контрастирующие с центральной. Таким образом, были отмечены следующие причины появления контркультуры:

° отрицания устаревших и утверждения новых культурных форм из-за диссонанса между господствующей культурой и реальной жизнью;

° потребность в самоутверждении молодежи;

° относительное благополучие общества.

Данная концепция позволяет вывести основные различия между молодежной субкультурой и контркультурой как культурными типами. В частности, характерным для молодежной субкультуры конструктивной деятельности, направленной на создание своего мира, борьбе за выживание, закрытости, пассивно-оборонительной позиции противостоят характерные для контркультуры деструктивная деятельность, направленная на победу над врагом, борьба за победу, открытость противостояния и война, постоянный поиск встреч с врагом, агрессивная наступательная позиция, изменения для общества.

Не все молодежные субкультуры одновременно являются контркультурами, в действительности существует масса переходных типов. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда появляется некий общий враг: общество в целом, определенные социальные несоответствия реалиям времени, но ни в коем случае не конкретные человек или социально-демографическая группа. В то же время контркультура никогда не превращается в мэйнстрим, она всегда появляется «на обочине» исторической магистрали. Таким образом, данная концепция различает на аксиологических основаниях молодежную субкультуру и контркультуру как два различных типа культуры.

Осмысление контркультуры позволяет выявить характерные признаки поведения молодежи в контркультуре:

° негативные отношения молодежи с близкими и чужими, агрессивность, демонстративное неповиновение, разрушительные действия;

° нарушение воспроизводства и сохранения социокультурных ценностей;

° отсутствие стремления к самореализации и саморазвитию в том обществе, к которому молодой человек принадлежит.

Значительно внимание уделяется изучению социально-психологической составляющей контркультуры. У молодежи, входящей в контркультуру, возникают дефекты правового и нравственного сознания, деформации потребностной сферы личности, негативные особенности характера и эмоционально-волевой сферы. Происходит сочетание результатов неправильного развития личности, недостатков воспитания и неблагоприятной ситуации, в которой эта личность оказалась. В результате контркультура оказывается относительно замкнутой системой с жестко закрепленными ролевыми предписаниями и с потерей смысложизненных ориентаций.

Итак, в настоящее время существует несколько подходов к изучению феномена контркультуры. Целый ряд исследователей считают концепцию контркультуры малопродуктивной, в связи с тем, что она описывает либо слишком общие процессы базовой культуры современного общества, либо крайне малую часть данных процессов. Однако наметился ряд перспективных направлений, позволяющих не только уточнить принципиальные характеристики контркультуры как типа современной культуры, но и выделить и проанализировать новые ключевые проблемы.

3. Молодежный бунт в 1960-х годах. Культурная революция

Один из основоположников Студенческой революции 60-х гг., Г. Маркузе, представил в своих трудах теоретические основания концепции контркультуры. Согласно его идеям, культура является средством тотального угнетения биологической и социальной сущности человека. Другими словами, прогресс культуры выступает как расширение и упрочение функции организованного господства, что приводит к росту общей агрессии, которая выливается в мировые войны, ужасы концлагерей и т.д. Для противостояния этому процессу необходим...

Другие файлы:

Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве
Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии: 24.00.01 – Теория и история культуры.Цель данной работы состоит в том, чтобы ввести в...

Классика контркультуры. Книжная серия в 5 томах
Контркультура, которая всегда находилась в "контрах" с обычной литературой, обзавелась своей классикой.А я бы серию назвал по аналогии - Контрклассика...

Культура второй половины ХХ века
Феномен массовой культуры как источник интеллектуальной деградации. Характеристика течений изобразительного искусства - абстракционизма, поп-арта, гип...

Ричард Бротиган – знаковая фигура контркультуры
Контркультура – утопическая субкультура западной цивилизации: источники, стиль мышления и поведенческие модели ее идеологов. Ричард Бротиган – америка...

Контркультура
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли н...