Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Уральская роспись подносов "Сказы Бажова"

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Сущность новой формы художественной обработки металла на Урале. Анализ образа хозяйки медной горы по мотивам уральской росписи. Изучение истории, технологии подноса и нанесения живописной росписи. Характеристика поиска современной сюжетной композиции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство культуры Свердловской области

профессионального образования свердловской области

Пояснительная записка К дипломному проекту

Уральской росписи подносов "Сказы Бажова"

Содержание

Аннотация

Введение

Глава I. История зарождения и развития росписи

1.1 Историческая справка

1.2 Вещи для души

1.3 Основная технология

1.4 Школы. искусства "малеванья"

1.5 Форма

1.6 Цвет, лаки, сюжет

Глава II. Современные мастера

Глава III. Выполнение художественно творческой части выполнение квалифицированной работы

3.1 Создание композиции художественного образа, изделия

3.2 Технологические особенности

3.3 Материалы и инструменты

3.4 Этапы выполнения росписи

Заключение

Список литературы

Приложение

Аннотация

Тема дипломной работы сказы Бажова. По мотивам уральской росписи на металле, выбирав ее хотела показать красоту не только людей но и образ хозяйки медной горы. Потому что когда прочитав сказки своему племяннику. Сразу представились прекрасные уральские пейзажи… и особенно Хозяйка. И сразу стало интересно какими средствами можно было передать образ - Хозяйки Медной горы.

Цель дипломной работы - показать образ хозяйки медной горы, и сделать это по мотивам уральской росписи. Справиться с сюжетной композицией.

Задачи :

1. Изучить историю подноса, и уральской росписи, конкретно сюжетной композиции.

2. Изучить технологию подносов и нанесения живописной росписи.

3. Найти в различных источниках современную сюжетную композицию.

Тагильская роспись основана благодаря мастеру Демидову и его потомкам в 18 веке. Основанная на самобытном народном творчестве роспись называлась - горнозаводская.

В то время существовала техника письма, которой расписывали шкатулки и подносы, столы и сундуки. Это и послужила своеобразным толчком для развития промысла.

Тагильская живопись - это необыкновенный подносный промысел. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.

Мастерами становились крестьяне-самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле.

Создание композиции, художественный образ изделия.

Читая сказы Бажова, почему то сразу представляется уральская роспись (наверное то что мы изучали на третьем курсе). сразу понравилась - своей незамысловатой композицией особенно сюжетной, ведь те мастера передавали застольное настроение "Чаепитие" (см. Приложение). Вдохновили сказы Бажова особенно «Хозяйка медной горы» - статная, элегантная и в то же время твердая как скала как камень - малахит.

Вот от нее и пошел и образ и сама форма подноса. Раньше в основном форма подноса, на которой расписывали это - овал. И меня овальная форма полностью устраивала. Я выбрала четыре овальных подноса, так как сказа где присутствует Хозяйка медной горы тоже четыре: "Хозяйка медной горы", "Малахитовая шкатулка" "Каменный цветок", "Горный мастер".

Создание уже самой композиции далось нелегко, так как мы мало изучали сюжетную композицию. Но все равно было интересно над созданием образа.

Читая сказ у меня представлялся сразу образ и этот образ старалась перенести на бумагу. Пока только эскиз. На каждом подносе отображена своя композиция. "Малахитовая шкатулка"- изображена девочка заглядывающая в найденную шкатулку, "Хозяйка медной горы" ну конечно же на нем сама хозяйка сидящая на камне и как она как будто смотрит прямо на нас. "Горный мастер" - решила показать не самого мастера Данилушку, а его невесту, которая ждет его. "Каменный цветок" - во всей своей красе невиданный цветок и за ним Хозяйка.

Выбраны были художественно - стилевые направления:

1) "маховоё" письмо в один мазок ;

2) многослойная роспись.

Основатели этой росписи - мастера: Худояровы, Перезолов и Дубасниковы.

Краски использовались травяные, в отличие от минеральных слабо держали роспись на металле.

Разноцветные каменья изменились в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.

ЛАКИ - родина лаков - Япония, Китай, Копал - общая название реликтовых смол ныне почти и исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.

СЮЖЕТЫ РОСПИСИ - от простеньких букетов цветов к пейзажам, бытовым сценам, до античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка.

Технологические особенности росписи, изделия.

Работа выполняется масляными красками, поэтому требуются соответствующие материалы. Для более раскрытого образа композиционного построения росписи был выбран основным цветом фон подноса - черный. Черный цвет был изначально.

Подготовка "жестянки".

Наждачная бумага самая мелкая - для того чтобы со шкурить старую краску.

Акриловый грунт (спрей) для защиты от карозии, первичный слой.

Вторичный слой это краски тоже акриловой (спрей).

Для росписи.

Взята определенная цветовая гамма и потребовались краски: кадмий желтый, белила титановые, зеленая ФЦ, кобальт синий, неополитанская телесная- для цвета лица, охра золотистая, Краплак фиолетовый. И для финального акцента, орнамента (каймы) - золотой акрил.

Материалы и инструменты.

Разбавители

Для разбавления масляных красок, используется скипидар или льняное масло.

Лаки

ПФ. Ни в коем случае нельзя покрывать и вообще использовать нитра лак. Так как от этого может подняться(вскипеть) краска.

Кисти

Кисти являются основным рабочим инструментом для росписи:колонок00, синтетика круглая№3, синтетика плоская№6, синтетика с откосом №5,3

В росписи используется мастихин для смешенивание красок и краски с маслом. Палитра для разведение красок и заготовки дорожек из двух и более цветов, из обычного оргстекла, размером 45/45смм.

Специальное место для просушки изделия. Рабочее место не мало важно, специально оборудованный стол для росписи, хорошо освященный и удобный для работы. для росписи лучше всего расположить палитру с права(ну если ты правша). Ну это все только для удобства.

этапы выполнение росписи.

Для начала выполнение эскиза

Следующий этап выполнение эскиза в цвете.

Ну а потом уже готовился поднос. Старую краску убрала, и для того чтобы уже расписывать изделие нужно покрыть подносы черной краской и так что бы не было "шагрени". нужно выждать несколько часов для росписи, и после такой работы можно приступать уже к самой росписи в первую очередь нанесения основных пятен. А так как роспись маховая нужно изображение выполнять определенными мазками.

После того как первый слой подсох можно уделить внимание деталям. Сияние я выбрала из орнамента что бы подчеркнуть декоративность работы. Предпоследний этап это детали золотом. Последнее это уже орнамент (кайма) выполняется колонком №00 для тончайшей работы.

Введение

Тема дипломной работы «сказы Бажова».

Цель дипломной работы - показать образ хозяйки медной горы, и сделать это по мотивам уральской росписи. Справиться с сюжетной композицией.

Задачи

1. Изучить историю подноса, и уральской росписи а конкретно сюжетной композиции.

2. Изучить технологию подносов и нанесения живописной росписи.

3. Найти в различных источников современную сюжетную композицию.

В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла - роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от корроз...

Другие файлы:

Уральские сказы
Уральские сказы Бажова о хозяйке Медной горы с потрясающими насыщенными иллюстрациями замечательного художника Кошкина....

Сказовое начало сборника "Малахитовая шкатулка" П.П. Бажова
Жизнь и творчество П. Бажова, этапы жизненного пути. Сказы "Малахитовой шкатулки": сюжетные мотивы, фантастические образы, история и колорит уральског...

Жостовская роспись
История возникновения искусства жостово - одного из прославленных русских художественных промыслов. Особенности технологии росписи и способы изготовле...

Уральская Гиперборея
Сокровенные предания о захороненных кладах и самоцветах, горящих колдовским огнем, сказы о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы - влекущей, обольстите...

Славяне и Русь. Уральская Гиперборея
Сокровенные предания о захороненных кладах и самоцветах, горящих колдовским огнем, сказы о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы - влекущей, обольстите...