Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Традиция и обряд как формы сохранения культурных ценностей

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Формы преемственности и общая характеристика традиций и обрядов как наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры, их роль в представлениях старших школьников о семье. Методы передачи культурных ценностей на Востоке и в славянских странах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей
    • 1.1 Формы преемственности культуры
    • 1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта
    • 1.3 Обряд: общая характеристика
  • Глава 2. Способы передачи культурных ценностей
    • 2.1 Передача традиций в странах Востока
    • 2.2 Способы передачи традиций в славянских странах
    • 2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей
  • Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры
  • 3.1 Семейные традиции: общая характеристика
  • 3.2 Роль семейных традиций в представлениях старших школьников о семье
    • 3.3 Рекомендации по повышению интереса к традициям и обычаям у школьников
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Актуальность данного исследования состоит в том, что ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом. Цель: Доказать, что традиция и обряд - самые действенные способы передачи культурных ценностей. Объект: Традиции, обычаи и обряды. Предмет: Те функции традиций, обычаев и обрядов, которые позволяют передавать ценности в наиболее полной форме.
  • Гипотеза: Вопрос о сохранении и передаче культурных ценностей всегда актуален. Есть много способов трансляции этих ценностей, один из них - посредством традиции и обряда. Воспроизводя их, человек не только передаёт их другим людям, но и не забывает сам.
  • Задачи:

1. Изучить традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей.

2. Выявить и изучить другие способы передачи культурных ценностей.

3. Сравнить и сопоставить эти способы между собой.

4. Доказать, что традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры.

Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

1.1 Формы преемственности культуры

Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.

Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это - ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам.

Вторая исторически существующая форма преемственности культуры - обряд. Обряд - это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу "так было от века" и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности - племени, этноса, нации.

Третья традиционная форма преемственности культуры - обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение. В качестве примера приведем "чистый четверг" в донельзя секуляризированное время так называемого "застоя". Атеисты, не имевшие представления о том, что такое "чистый четверг" и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п.

Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых "традиционных обществах", тем не менее, он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту. Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом, в обычаях проявляет себя власть социума.

Стабильность обычая, его сопротивляемость переменам столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются "принудительностью коллективного требования". И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе - сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни.

Таким образом, и ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта

Слово "традиция" происходит от лат. traditio ("передача") и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия.

Многие исследователи считают, что традиция - это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия. В этом смысле традиция есть передача "в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры". К сожалению, это определение практически игнорирует то, что традиция вовсе не всегда передается через отношения "отцов и детей", как выразился М. Блок, "гуськом". После изобретения и широкого распространения письменности передача определенных ценностей сразу от "дедов" и "прадедов", минуя "отцов", стала обычным делом. Кроме того, оно не учитывает и еще одного важного момента: для того, чтобы что-то передалось, нужно, чтобы это что-то было не просто объектом, транслируемым с помощью некоего механизма, но и определенной ценностью. Любая традиция определяется отношением к ней народа или группы. И следовательно, главное наполнение традиции - это сам факт ее отбора как особенно ценного, того, что в силу этой ценности нельзя позволить себе утерять.

Наконец, традиция содержит в себе не только "нормы поведения, навыки и понятия", но и символический круг ментальных смыслов, архетипов и отношений, который члены этноса во многом связывают со своим языком и со способами невербальной коммуникации.

Итак, традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Традиция - это не все наследие народа, но его некоторая часть - та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И, кроме того, традиция - это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры.

Интересный пример такого ценностного отношения, в результате которого элемент наследия превращается в традицию, мы находим в истории польской культуры. Начиная со второй трети 18 в. излюбленным головным убором поляков была так называемая "конфедератка", и этот факт носил характер обыкновенной моды. Но с 60-х годов, после того, как многие участники польского восстания оказались за границей, в эмиграции, конфедератка превращается в символ единства поляков - как тех, кто остался на родине, так и тех, кто оказался за ее пределами.

Лишь тогда, когда элементы наследия прошлого для нас являются не просто сведениями из учебника истории, а значимыми, актуаль...

Другие файлы:

Контрабанда культурных ценностей
Сущность контрабанды культурных ценностей. Координация и взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с нелегальным оборотом культурных ценносте...

Правовое регулирование историко-культурных ценностей в международном частном праве
Понятие и содержание культурных ценностей. Источники правового регулирования по вопросам их перемещения. Определение права, подлежащего применению к к...

Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля культурных ценностей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного Союза
Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза. Понятие и перечень культурных ценносте...

Проблемы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций
Актуальность темы. Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении кул...

Защита культурных ценностей в военное и мирное время
Понятие и классификация культурных ценностей как объекта защиты. Общая характеристика международно-правового регулирования защиты культурных ценностей...