Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Традиционная музыкальная культура в условиях глобализации

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Тенденции культурной глобализации в современной культуре. Функции музыкальной культуры и ее трансформации в современном мире. Особенности локальных музыкально-культурных традиций. Способы их функционирования в условиях современного российского общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

56

Размещено на

Дипломная работа

Традиционная музыкальная культура в условиях глобализации

Введение

культура глобализация музыкальный

Актуальность темы.

Современное состояние культуры характеризуется повсеместным распространением глобальных процессов. Со второй половины XX века СМИ и телевидение, а затем к началу XXI века и Интернет стали самыми популярными и общедоступными трансляторами информации, а музыка - одним из наиболее частых и понятных предметов трансляции. Она легко проникает в пространство любой культуры и способна быстро адаптироваться. А музыка массовой культуры особенно быстро, благодаря своим упрощенным формам и выразительным средствам. При этом сохраняются народные и профессиональные образцы музыкального творчества. Профессиональная или классическая музыка (европейского образца) всегда оставалась элитарной и прочно закрепленной в определенных узких кругах населения, как правило, образованного. Народная же музыка, бывшая всегда музыкой широких масс, в условиях глобализации уступила это место современной, универсальной, массовой музыке. Переход мирового сообщества к универсализации коммуникативных процессов приводит, с одной стороны, к отторжению народной музыкальной культуры в силу неприятия ее из-за разницы восприятия культур или «оглушенности» массовыми образцами, с другой стороны, наоборот, к возрождению народной (традиционной) музыкальной культуры вопреки веянию модной музыки.

Трансляция традиционной музыкальной культуры осуществляется в специализированных сферах общества. Либо образовательным путем - в разнообразных художественных детских, иногда школьных, профобразовательных музыкальных учебных заведениях; либо в просветительских целях, чтобы показать через музыкальную культуру традиции, менталитет того или иного народа, посредством небольших региональных или частных концертных программ, в рамках экскурсионных ознакомительных программ, через участие в тематических фестивальных программах; либо как форма культурно-досуговой деятельности - часть программы народных или национальных праздников. Следует отметить, что часто посредством музыки происходит взаимодействие разных культур. Люди узнают о жизни других народов через их традиционную музыку, проникают в быт и менталитет других сообществ через их традиционную музыку. Но часто этот взаимообмен трудноосуществим из-за разницы мировосприятия и невозможности постичь формы творчества инакомыслящего. Из вышесказанного можно заключить, что проблема данного исследования состоит в понимании путей трансляции и способов взаимодействия различных культур через музыкально культурную традицию. На данный момент функционирование традиционной музыкальной культуры в современном инокультурном обществе недостаточно исследованно. Поэтому вопрос об изучении традиционной музыкальной культуры в условиях глобализации является актуальным.

Объект исследования - феномен традиционной музыкальной культуры.

Предмет - особенности функционирования традиционной музыкальной культуры в условиях глобализации.

Цель работы - выявить функциональные особенности и адаптационный потенциал традиционной музыкальной культуры в условиях глобализации.

Задачи:

1. Проанализировать тенденции культурной глобализации в современной культуре.

2. Исследовать функции музыкальной культуры и ее трансформацию в современном мире.

3. Изучить особенности музыкально-культурной традиции.

4. Рассмотреть специфику локальных музыкально-культурных традиций.

5. Выявить способы функционирования музыкально-культурных традиций в условиях современного российского общества.

Таким образом, можно сформулировать следующую гипотезу:

Процесс глобализации характеризуется рядом противоречий: тотальная универсализация культурных форм, стирание уникального и специфического и усиление этнического ренессанса и внимания к традиционным культурам как реакция на эти процессы. Традиционная музыкальная культура в таких обстоятельствах является уникальным средством межкультурной коммуникации, не ограниченным свойствами вербальных языков и обеспечивающим диалог между позицией универсализации и сохранения уникальности локальных культур.

Методы: исторический, сравнительный анализ культур, семиотический, аксиологический, анализ музыкальных культурных текстов, анализ концертных выступлений традиционной музыки.

Методология: структурный функционализм и коммуникативная концепция культуры.

Степень разработанности темы:

Понятие глобализации и глокализации исследовали такие ученые, как Робертсон Р., Хабермас Ю., Бауман З., Люббе Г., Фукуяма Ф., Гидденс Э., Маркс К., Малиновский А.С., Шендрик А.И., Бек У, Новикова И.В., Кузнецов Ф., Белл Д., Азроянц Э.А, Этуев А.Б., Розин В.М., Иноземцев В.Л.

Различными аспектами «мультикультурализма» в своих работах занимались многие зарубежные ученые: С. Бенхабиб, Ж.-Л. Амселль, К.О. Апель, Р. Бернстайн, М. Вьевьорка, Н. Глэйзер, Т. Гёран, Э. Гидденс, М. Дойчева, Р. Кастель, Э. Морен, Ч. Тейлор, Ю. Хабермас. В отечественной науке одним из первых исследований по проблеме «мультикультурализма» был А.И. Куропяткин, а так же работы А.А. Борисова, Т.П. Волкова, С.Н. Гаврова, В.В. Малахова, В.А. Мамоновой, С. Чукина, А.Я. Флиера.

Исследованием массовой культуры в различных ее аспектах занимались Хосе Ортега-и-Гассет, В. Беньямин, К. Ясперс, П.А. Сорокин, Ж. Бодрияр, М. Маклюэн, Г.С. Кнабе, А.В. Костина, А.Я. Флиер, Г.Г. Почепцов.

В ранних письменных источниках различных культур музыка рассматривалась как вид искусства, философски и эстетически осмысленный. Исследователи ХХ века, такие как, В.И. Сисаури, Т.Адорно, Асафьев Б.В., Назайкинский Е.В., Медушевский В.В., Холопов Ю.Н., Холопова В.Н. внесли серьезный вклад в развитие теоретического изучения истории музыки как вида художественного творчества. В ХХ веке повысился интерес к изучению музыки как общепсихологического, социологического явления, как компонента социально-политических, а также идеологических процессов. Появилось немало психологических и социологических исследований, посвященных разным аспектам функционирования музыкального искусства в обществе и восприятия музыки им (например, в работе Петера Михаэля Хамеля). Культурологический подход к музыке (а именно культурологические методы анализа, включая сравнительно-культурное рассмотрение материалов, дают возможность выработать обобщающие представления о музыкальной практике, ее семантических и аксиологических аспектах, характерных для нее принципах формообразования) разрабатывали Дж. Михайлов, М.И. Каратыгина, А.Б. Каяк, Е.М. Гороховик.

Музыкальную культуру исследовали Дж.К. Михайлов, Акопян Л.О., Медушевский В.В., Абдулла-заде Г., Велижева Н.К., Штеге Ф., Сохор А., Алкон Е.М., Минаев Е.А., Гороховик Е.М., Морозова Т.Е., Сайфуллина М.В., Чжен И.А. Так же выделяли культурологические аспекты в явлениях музыкального искусства музыковеды Л. Кириллина, П. Луцкер, И. Сусидко.

Структура данной работы.

Работа состоит из введения, первой главы (описывающей процессы глобализации и музыкальную культуру в условиях глобализации и массовой культуры), второй главы (исследующей музыкально-культурную традицию в теоретическом, историческом ключе и практическое существование в современном мире), заключения и списка литературы.

Глава 1. Процессы глобализации и музыкальная культура

культура глобализация музыкальный

1.1 Противоречия глобализации

Существование большого разнообразия культур, с их традициями, характером, образом жизни в современном мировом сообществе уже принимается как должное. Но актуальным стоит вопрос о взаимодействии этих культур между собой. Взаимодействие осуществляется не только посредством личного общения, но с развитием науки и техники в XXI веке все чаще через средства массовых коммуникаций (СМИ, Интернет, телевидение). С помощью таких технологических средств, как размышляет современный ученый А.С. Малиновский, происходит скорее не взаимодействие, а взаимопроникновение, взаимовлияние, что весомо отражается на образе жизни людей. Это основной критерий для глобализации по отношению к сфере культуры.

Можно говорить о начале распространения глобальных (от слова global - земной шар, что подчеркивает планетарный характер явления) процессов с конца XIX века, когда происходил бурный рост международной торговли. Впервые о термине заговорил в 1850-х Карл Маркс, обозначив в одном из писем Фридриху Энгельсу, что мировой рынок уже существует на самом деле. Затем на протяжении XX века ведущую роль в процессе глобализации международная торговля уступила СМИ и глобальной сети Интернет.

Можно связать появление термина глобализации с английским ученым Р. Робертсоном, который в 1983 году использовал термин «глобальность» (globality) в названии своей статьи «Обсуждая глобальность», а затем в 1992 год изложил свою концепцию, по которой целостность мира обусловлена достижениями западной цивилизации. Он считал, что глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения, таких как экономические и политические связи, а также информационный и культурный обмен Малиновский А.С. Культурная глобализация (глокализация). Локальное и транснациональ...

Другие файлы:

Традиционная танцевальная культура астраханских татар
Историко-этнографические особенности астраханских татар: обычаи и обряды, быт и национальные костюмы, музыкальная культура. Паспорт сценически обработ...

Музыкальная культура России XІX - начала XX вв.
Песенная культура России в XІX веке. Русская композиторская школа: Михаил Иванович Глинка; Александр Сергеевич Даргомыжский; Петр Ильич Чайковский. То...

Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации
Глобализация как основная тенденция мировых трансформационных процессов. Влияние глобализации на изменение роли государства. Мировой экономический кри...

Традиционная культура в современном мире
Интерес к традиционной культуре в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиц...

Транснациональные корпорации, как основные акторы глобализации
Понятие и факторы глобализации. Регулирование проблем и последствий процессов глобализации. Причины глобализации товарных рынков. Функции и структура...