Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Тенденции в искусстве нонконформизма на примере В. Комара и А. Меламида

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Основные подходы к исследованию советских стереотипов в современных культурологических работах. Их восприятие, функционирование и трансформация в живописи соц-арта на примере творчества В. Комара и А. Меламида, образы советской действительности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Искусство СССР является одним из интереснейших объектов современной не только искусствоведческой, но и культурологической рефлексии. Причина внимания к нему культурологов обусловливается тем, что произведения художников советского периода, как правило, не были «искусством ради искусства», а несли в себе отчетливые приметы времени, ментальности Ментальность (фр.) - термин, который «новая историческая наука», наиболее влиятельное направление современной зарубежной историографии, обозначает главный предмет своего анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Ментальность выражает не столько индивидуальные установки личности, сколько внешнюю сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях.

См.: Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 75-89 // Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m/Mentalites.html как обывателей, так и представителей андеграунда. Будучи специфической частью культуры, менталитет (одним из аспектов которого являются интересующие нас стереотипы сознания) историчен, пронизан исторически определенными ценностными смыслами, определяющими поведение и деятельность людей.

Актуальность ментальных исследований объясняется еще и тем, что Россия переживает сегодня период критического развития, период интенсивной перестройки российского менталитета. Советская идентичность сегодня с трудом реконструируется и дифференцируется, что обусловлено временной близостью объекта исследования и недоступностью многих материалов, поэтому мы считаем, что анализ объектов искусства того времени является одним из актуальных способов репрезентации стереотипов сознания, функционировавших в советском обществе.

Изобразительное искусство 1980-х дает нам представление о процессах, происходивших в других сферах культурной жизни советского и постсоветского общества, ведь ментальное содержание «может оформляться не только в идейно-образных, явно данных формах культуры (в литературе и искусстве, в философии, политических идеях, правосознании, богословии, в языке и др.), но и в формах (насколько они явны), запечатленных в стереотипах поведения, психологических актах» Щученко В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа // Режим доступа: http://www.rculture.spb.ru/docs/shuchenko/shuchenko.htm и т.п.

Художник - человек зрения, его внимание приковано к предметному миру. А этот мир непрерывно обновляется. Появляются новые предметы, меняется и значение тех предметных характеристик, которые маркируют определенный культурный слой - изобразительный контекст эпохи (подобные «мутации» происходят и в языке, но их проявление не так наглядно). Наступление новых форм «выталкивает» в область раритетов довольно неожиданные вещи. В нашем случае имеет значение не опись таких раритетов, а та непредсказуемость, с которой происходит «выталкивание». Эта неожиданная смена значений дает предметному миру некоторую неопределенность, эстетическую неустойчивость.

Эстетика андеграунда, самая интересная, на наш взгляд, часть которой выросла из 1960-х годов и достигла своего расцвета в 1980-е - начале 1990-х, уже успела на рынке превратиться в бренд, она активно демонстрируется и обсуждается в медиапространстве, в первую очередь в Интернете.

Это был период «перестройки» - ярких трансформаций в тогда еще советском обществе. Происходили изменения в государственном строе, в общественном сознании. Искусство, в наиболее не подверженной идеологической пропаганде и жесткой цензуре своей части, как нельзя ярко отражало это.

В данной работе мы исследовали проявление данных тенденций в искусстве нонконформизма. На примере творчества тандема художников, основателей соц-арта В. Комара и А. Меламида, мы рассмотрели функционирование идеологических клише, стереотипов, символов и их изменение в период «перестройки».

Соц-арт - результат перехода к постсоветской культуре, художественное направление в рамках отечественного постмодернизма, в основе поэтики которого лежит пародия на официальный стиль в искусстве СССР соцреализм, связанная с иронической игрой смыслами на бесконечном поле интертекстуальности.

Соц-артисты Написание термина у различных исследователей различается: «соц-арт» и «соц-артовский» - у М. Эпштейна; «соц-арт», «соц-артисты», «соц-артистский» у М. Липовецкого; «соц-арт» - у О.В. Холмогоровой, А. Глезера, Б. Гройса, Курицына и В. Ерофеева; «соц-арт», «соц-артисты», «соц-артистский» - у В. Мизиано; но «соцартистский», «соцартисты», «соцарт» и «соц-арт» у М. и В. Тупицыных, Ж.Ф. Коноваловой. Далее мы будем использовать наиболее распространенное написание термина через дефис. стояли вне советского официального культурного производства и стремились в своем искусстве рефлектировать его структуры. Это движение, использующее приемы цитирования, сознательной эклектики и сталкивающее между собой различные семиотические и художественные системы, возникло и развилось в специфических условиях.

Мы рассмотрим живопись так называемого «классического» соц-арта (1980-е годы), не касаясь его многочисленных ответвлений.

В целом, соц-арт - это явление перестроечной эпохи, рефлексия на разрушение основ социалистического общества, отстранение, «эстетическое отношение к тоталитаризму еще изнутри тоталитаризма» Курицын В. Русский литературный постмодернизм // Режим доступа: http://www.guelman.ru/slava/

postmod/3.html. «Рефлексия» -- это этап перехода от советской к постсоветской культуре.

Некоторые искусствоведы считают, что соц-арт - это «первый после супрематизма оригинальный художественный стиль» Гройс Б. Соц-арт // Искусство. - 1990. - №1. - С. 30.. Соц-арт - это искусство постмодернизма, так как он не продолжает утопический импульс сталинской культуры, но создает симулякры Симулякр, или симулакр, (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») - это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Термин в современном значении ввел Ж. Бодрийяр. См.: Маньковская Н.Б. Симулакр // Культурология. XX век. Энциклопедия // Режим доступа: http://www.cultureslov.com/47/209/1704406.html утопии, пропаганды, пророчества, творчества и т.д.

Таким образом, актуальность данного исследования связана, прежде всего, с интерпретацией проблем культуры смены эпох и зарождения отечественного постмодернизма как мировоззренческой основы. Несмотря на то, что на современном этапе развития российского общества активно функционируют и другие идеологические клише, наряду с ними «советские стереотипы», неотрефлексированные и неизжитые, они также продолжают определять поведение людей в российском социуме. На наш взгляд, в творчестве соц-арта можно увидеть доминирующие аспекты в сознании современного человека, родившегося и воспитанного еще при социалистическом строе, а живущего теперь при столь стремительно развивающемся капитализме.

Несмотря на то, что соц-арту посвящено достаточно большое количество отечественной литературы, в основном в критических и искусствоведческих работах речь идет о соц-арте в литературе. О данном стиле в визуальном искусстве, в частности в живописи, имеются в основном небольшие статьи в периодике или главы в монографиях о постмодернизме и о современном русском искусстве Соц-арт // Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/aesthetic/lexicon/253.htm; Тупицына М. Соц-арт: русский вариант принципа деконструкции // Декоративно-прикладное искусство. - 1989. - №7. - С.27-28; Бакштейн И. Я тоже в детстве видел Сталина // Декоративно-прикладное искусство. - 1989. - №7. - С. 22-23; Унксова М. Нонконформизм в русском искусстве. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения // Режим доступа: http://www.p10.nonmuseum.ru/news/unksova2.html; Гройс Б. Соц-арт // Искусство. - 1990. - №1. - С. 30-33; Индиана Г. Комар и Меламид конфиденциально // Декоративно-прикладное искусство. - 1989. - №7. - С.21-25; Глезер А.Д. Виталий Комар и Александр Меламид // Искусство. - 1990. - №1. - С. 34-38; Эпштейн М. Соцреализм и соц-арт… // Постмодерн в России: Литература и теория. - М.: Издание Элинина, 2000; Курицын В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии // Русский литературный постмодернизм // Режим доступа: http://www.guelman.ru/slava/postmod/3.html.

Данный дипломный проект опирается на работы по истории, теории и семиотике культуры и искусства таких исследователей, как М. Липовецкий, М. Эпштейн, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, О.В. Холмогорова, А.Д. Глезер, А.Д. Синявский, Н.Б. Маньковская, В. Курицын, Е.А. Бобринская и др. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики) // Режим доступа: http://ru.philosophy.kiev.ua/library/misc/lipovecky.html; Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. - М.: Издание Элинина, 2000; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Режим доступа: http://www.newlibrary.ru/book/bahtin_m_m_/tvorchestvo_

fransua_rable_i_narodnaja_kultura_sredneveko.html; Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение // Режим доступа: http://philologos.narod.ru/smeh/smeh-lihach.htm; Холмогорова О.В. Соц-арт: [Альбом]. - М.: Галарт, 1994; Глезер А.Д. Русские художники на Западе. - М.: Знание, 1991; Глезер А.Д. Современное русское искусство. - М.; Париж: Третья волна, 1994; Синявский А.Д. Основы советской цивилизации. - М.: Аграф, 2002; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя,...

Другие файлы:

Отражение и осмысление основных советских стереотипов в живописи соц-арта (на примерах работ Комара и Меламида)
Проблемы изучения соц-арта как постмодернистского течения. Соц-арт в творчестве В. Комара и А. Меламида. Изучение советской ментальности. Образ СССР,...

Утопия и обмен
Сборник текстов Бориса Гройса включает в себя: программный труд "Стиль Сталин" (известный также как Gesamtkunstwerk Stalin), в котором рассказывается...

Эпоха становления капитализма
Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе, их формирование и развитие в эпоху становления капитализма. Классицизм в неме...

Искусствознание Запада об искусстве ХХ века.
Сборник посвящен критическому анализу взглядов современных и западных искусствоведов на процесс развития искусства и его ведущие тенденции. Авторы сос...

Библейские образы в искусстве: от традиции к современности
Изучение философских оснований и особенностей религиозного искусства. Определение роли религиозного канона в искусстве. Анализ отношения официальной ц...