Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Структура и семантика языка кино

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Изучение феномена кинематографа. Семантика как один из основных разделов семиотики. Киноискусство как знаковая система. Основные типы междукадрового монтажа. Анализ мистического вестерна "Мертвец" Джима Джармуш. Аудиовизуальный образ героя кинокартины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Структура и семантика языка кино

Гродно 2010 г.

Введение

Каждый человек, независимо от социального статуса, возраста и уровня интеллектуального развития является продуктом и производителем определенной знаковой системы, характерной для современного ему времени и близкого ему окружения. Зачастую знания об окружающем мире и его истории мы черпаем из внешних источников. Ранее это были книги, живописные полотна, устный фольклор, теперь же доминирующую позицию в качестве транслятора занимает кино и телевидение.

В нашу эпоху именно экран является наиболее динамичным и эффективным носителем информации во всех ее разновидностях: художественной и внехудожественной, иконической и вербальной, визуальной и звуковой.

Именно киноискусство является той знаковой системой, которая совмещает в себе и зрительный и слуховой компонент, иконические и условные знаки. Кинотекст на телеэкране вытесняет книжный текст в руках человека. Здесь соответствие уже лежит не в области эквивалентности реальности, а скорее в образе идеализированной реальности. Именно ему кинотекст удовлетворяет в большей степени. Он и более референтен, так как герой кино обладает массой деталей, которые еще следует домыслить в случае книги.

Основными составляющими экранного повествования являются: кадр (как наименьшая частица целого) и монтаж, как средство создания драматургической линии, основных конфликтов. Аудиальный образ в последствии гармонично вписывается в экранное пространство, образуя целостное семиотическое поле.

Изучению феномена кинематографа, как знаковой системы посвятили свои труды такие ученые как У. Эко («О членения кинематографического кода») и Ю.М. Лотман («Семиотика кино и проблема киноэстетики»). Их труды позволяют получить достаточно адекватное представление о структурных особенностях киноискусства.

1. Семантика и киноискусство

1.1 Семантика как один из основных разделов семиотики

Семантика, в широком смысле слова - анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение. Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, - предметы, качества (или свойства), действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности.

Термин «семантика» образован от греческого корня, связанного с идеей «обозначения» (ср. semantikos «обозначающий»). Отношения между выражениями естественного языка и действительным или воображаемым миром исследует лингвистическая семантика, являющаяся разделом лингвистики. Семантикой называется также один из разделов формальной логики, описывающий отношения между выражениями искусственных формальных языков и их интерпретацией в некоторой модели мира [8].

Семантика как раздел лингвистики отвечает на вопрос, каким образом человек, зная слова и грамматические правила какого-либо естественного языка, оказывается способным передать с их помощью самую разнообразную информацию о мире (в том числе и о собственном внутреннем мире), даже если он впервые сталкивается с такой задачей, и понимать, какую информацию о мире заключает в себе любое обращенное к нему высказывание, даже если он впервые слышит его. В более широком смысле, семантику следует рассматривать как сегмент семиотики.

Семиотика - теория знаковых систем, к числу которых относятся как естественные языки, так и специальные языки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные системы и т.п. Основы семиотики были заложены в трудах швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра и американского логика Ч Пирса (конец XIX в). Последующую разработку различных разделов семиотики осуществляли Ч. Моррис, А. Тарский, Р. Карнап и другие. При исследовании знаковой системы выделяется три аспекта (уровня): 1) синтактика - изучает формальную структуру знаков и их сочетаний, правила их образования и преобразования; 2) семантика - основное внимание уделяет анализу значения и смысла языковых выражений; 3) прагматика - исследует отношения между знаковыми системами и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует [9]. Именно из прагматики впоследствии вырастает теория рецепции (от лат. receptio - принятие), которую развивает Ю. Лотман.

Говоря о знаках и уровнях их декодирования, следует упомянуть о том, что по степени близости и адаптивности восприятия, окружающие нас знаки мы можем разделить на иконические и условные.

Иконические знаки отличаются большей понятностью. Представим себе дорожный сигнал: паровоз и три косых черты внизу. Воспроизведенный знак состоит из двух частей: одна - паровоз - имеет изобразительный характер, другая - три косых черты - условный. Любой человек, знающий о существовании паровозов и железных дорог, при взгляде на этот знак догадается, что его предупреждают о чем-то, имеющем отношение к этим явлениям. Знание системы дорожных знаков для этого совершенно необязательно. Зато для того, чтобы понять, что означают три косых черты, надо непременно заглянуть в справочник, если система дорожных знаков не присутствует в памяти смотрящего. Для того, чтобы прочесть вывеску над магазином, надо знать язык, но для того, чтобы понять, что означает золотой крендель над входом, или угадать по товарам, выставленным в витрине (они играют, в этом случае, роль знаков), что можно здесь купить, никакого особенного кода не требуется. Таким образом, сообщение, зафиксированное условными знаками, будет выглядеть как закодированное, требующее для понимания владения специальным шифром, между тем как иконические представляются «естественными» и «понятными».

К условным относятся такие, в которых связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Так, мы договорились, что зеленый свет означает свободу движения, а красный - запрет. Но ведь можно было бы условиться и противоположным образом. В каждом языке форма того или иного слова исторически обусловлена. Однако, если отвлечься от истории языка и просто выписать одно и то же слово на разных языках, то самая возможность одно и то же значение выражать столь разнообразными по форме способами убедительно покажет, что никакой обязательной связи между содержанием и выражением в слове нет. Слово - наиболее типичный и культурно значимый случай условного знака [5].

Поскольку постижение истинного значения означаемого является доминирующей целью существования теории знаков, большое внимание в семиотике уделяется именно семантическому уровню. Этот компонент уже достаточно давно признается необходимой частью полного описания языка - грамматики. Свой вклад в формирование общих принципов семантического описания вносят разные теории языка. Например, для порождающих грамматик принципы построения семантического компонента заложены американскими лингвистами Дж. Катцем и Дж. Фодором и далее развиты Р. Джэкендоффом, а, скажем, для грамматик (моделей) типа «Смысл - Текст» соответствующий компонент разрабатывался представителями Московской семантической школы: Ю.Д. Апресяном, А.К. Жолковским, И.А. Мельчуком и др. Семантический компонент обязательно включает в себя словарь (лексикон), в котором о каждом слове сообщается, что оно обозначает, т.е. каждому слову сопоставляется его значение в данном языке, и правила комбинирования (взаимодействия) значений слов, по которым из них формируется смысл более сложных конструкций, прежде всего предложений [5].

Проблемы литературы и культуры исследуются в широком историко-философском и историко-бытовом контексте (в т.ч. с точки зрения семиотики) знаменитым эстонским академиком Ю.М. Лотманом. В схожем направлении писал свои труды исследователь языков литературы, моды, рекламы, фотографии, французский культуролог семиотического направления Р. Барт. Исследования проблем семиотики и гиперреальности находят свое воплощение в творчестве У. Эко.

1.2 Киноискусство как знаковая система

Популярность исследований в области семиотики в эпоху постмодернизма обусловлена эстетикой современности. Ели ранее искусство было искусством отражения (теория мимесиса) и знаки черпались в окружающей действительности, в творческом «Я» творца, то постмодернизм провозглашает крах мимесиса и переход к искусству «выражения», материалом для художественного творчества уже становится само искусство (вторичная реальность). В этом случае процесс декодирования становится более затруднительным и человек культурно не «просвещенный» лишается возможности адекватного восприятия информации (воспринимает лишь внешнюю оболочку).

В современном мире именно киноискусство является наиболее совершенной системой, способной сочетать в себе во-первых различные виды кодов, причем как последовательно, так и одновременно, во-вторых допускает возможность использования так называемого принципа «двойного кодирования» [2, 304] (ориентация на массового и элитарного зрителя одновременно).

Кинематограф, наряду с театром, литературой, телевидением относится к числу пространственно-временных искусств. Время - один из основных элементов существования и художественного воплощения экранного произведения. Оно состоит из трех компонентов: физическое и психологическое время - непосредственно связаны со зрителем (внешнее), художественное время (время внутри произведения). Другим по важности компонентом является пространство, которое также стоит разделить на вн...

Другие файлы:

Структура языка SQL
Язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и его место в сфере доступа к информации в реляционных базах данных. Структура и основ...

Очерки по русской семантике
В книге известного лингвиста и культуролога проф. А.Б.Пеньковского собраны его работы по русской семантике, представляющие несколько циклов устойчивых...

"Людська комедія" О. Бальзака: джерела, семантика, структура, відлуння
Дослідження основних ознак французького реалістичного роману. Бальзак як теоретик і практик реалізму. Творча історія, художня та ідейна своєрідність,...

Семантика и функционирование широкозначных глаголов в немецком языке (на примере глагола "machen")
Сущность эврисемии как особой лексико-семантической категории. Особенности функционирования широкозначных единиц языка. Семантическая структура, лекси...

Рождение и развитие искусства кино в России
Художественные игровые фильмы первых лет Советской власти. Рождение языка в кино. Жанры бытовой драмы и мелодрамы. Эволюция приемов кино, его специфич...