Современная культура Чувашии
Краткое сожержание материала:
25
Московский гуманитарно-экономический институт
Чувашский филиал
Факультет Экономики и управления
Дисциплина Менеджмент
Реферат
на тему:
Современная культура Чувашии
г. Чебоксары
2009г.
Оглавление
Введение
Глава I. Чувашия прошлых веков
1.1 Происхождение чувашского народа
1.2 Язык - болгарское наследие
1.3 История культуры19-20 веков
1.4 Чувашская национальная вышивка
Глава II.Современная культура Чувашии
2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В начале своего реферата я хотела бы обосновать выбор мною данной темы.
Цель работы - изучить прошлую и рассмотреть современную культуру Чувашии.
За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда.
Задачи данной работы:
1. Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа;
2. Рассмотреть происхождение чувашского народа;
3. Изучить вышивку, как одну из самых старинных ремесел народа.
Попробуем разобраться, для чего нам нужно знать историю своего народа.
«…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Эти слова первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова наиболее точно отражают те задачи, которые стоят перед педагогами в области исторического образования.
По моему мнению, история не только открывает человеку окно в мир, она помогает ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить только в свете тысячелетий. Человек живет не только в своем «населенном пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями истории.
Истории нет без людей. Чувашская земля родила многих выдающихся людей - героев войны, просветителей, писателей, ученых, космонавтов, артистов и политиков. Об этом мой реферат.
1. Чувашия прошлых веков
1.1 Происхождение чувашского народа
Проблема происхождения чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволюционных авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев, С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А.П. Смирнова,исследования историков В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, этнографа П.В. Денисова, языковедов В.Г. Егорова, М.Р. Федотова, Б.А. Серебренникова, Н.И. Егорова, искусствоведа А.А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р.Г. Кузеев, Н.А. Махитов и др.) и казанских (А.X. Халиков, Р.Г. Фахрутдинов, Г.В. Юсупов, М.3. Закиев, Ф.С. Хакимзянов, Д.М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Рона-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.
В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А.А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) -- буртасы, третьи (В.В. Бартольд) -- гунны, четвертые (Н.М. Карамзин, А. И. Фирсов) -- финно-угры, пятые (М.Г. Худяков) -- древние авары, шестые (В.Н. Татищев, Н.И. Ашмарин, 3. Гомбоц) -- волжские болгары, седьмые (Н. Марр) -- шумеры и т.д.
Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В.Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили биляры и чалматы... Ныне остатки их -- чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого времени начались жаркие дискуссии, выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения чувашей и ведущие к выяснению этнического соотношения чувашей и татар. Нельзя не согласиться на этот счет с известным башкирским ученым Р.Г. Кузеевым, который высказался однозначно: «Невозможно считать убедительными появляющиеся иногда попытки интерпретировать этногенез и этническую историю этих народов (чувашей и татар. -- В.И.) вне связи с волхско-булгарским этническим миром».
О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма -- религии древних этносов Ирана и Средней Азии.
1.2 Язык - болгарское наследие чувашей
Болгарское наследие у чувашей ученые обнаруживают прежде всего в их языке. Он единственный сохранившийся язык болгарской ветви, отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку «з» в них соответствует чувашское «р» (так называемый ротацизм), а звуку "ш" -- звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» -- звук «х» и т.д. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка (например, на чувашском хер (девушка) -- общетюркском кыз; на чувашском хел (зима) -- общетюркском кыш; на чувашском хуран (котел) -- общетюркском казан и т.д.).
В развитии болгарской теории происхождения чувашей важную роль сыграло обнаружение чувашских слов в текстах болгарских надгробных надписей XIII--XIV вв., сделанное в XIX в. татарским исследователем X. Фейзхановым, и элементов чувашского языка в древнем славяно-болгарском источнике -- «Именнике болгарских ханов». Известный тюрколог Н.А. Баскаков отмечал: «В современной. тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский являются близкородственными по всем уровням: фонетике, грамматике и лексике, образуя в системе тюркских языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кып-чакские в своей основе, имеют только некоторые булгарские черты... объясняющиеся не генетическими причинами, а лишь субстратным воздействием булгар на эти языки".
Концепция болгаро-чувашской этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева, М.Ф. Федотова и А.А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.
1.3 История культуры 19-20 веков
Во второй половине 19 -- нач. 20 вв. активно развивалась национальная культура чувашей. В 1881 был выпущен первый чувашский букварь. Появились первые национальные поэты и писатели: К.В. Иванов, И.Я. Яковлев, Н.И. Шелеби и др.
Исторические памятники: в Чебоксарах -- Троицкий монастырь (16 в.), Введенский собор (1651), церковь Воздвижения (1702) и Успения (1763) и др.
Одну из основных ролей в этногенезе коренного населения Чувашской Республики сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти первого тысячелетия до нашей эры эти места, где они смешались с местными финно-угорскими племенами. В XIII - ХIV вв. они переселялись сюда особенно интенсивно, что было связано с разгромом Волжско-Камской Болгарии монголо-татарами. В XV веке земли чувашей были включены в состав Казанского ханства, к этому времени, собственно, и относится завершение формирования чувашской нации.
Чебоксары впервые упоминаются в летописи в 1469 г. В этом году, как указывают русские летописи, в ночь с 19 на 20 мая, здесь отдыхала судовая рать воеводы И.Д. Руна. Она направлялась походом на Казань. После поражения Казанского ханства в войне с московским царем территория нынешней Чувашии отошла в середине XVI века к русскому государству. В XVIII веке после насильственной христиа...
Растительность Чувашии и ее виды
Развитие в Чувашии лесных массивов. Климатические, почвенные и гидрогеологические условия. Растительность на территории Чувашии. Сосновые и еловые лес...
Инфраструктурный комплекс Чувашии
Социокультурное развитие регионов страны. Инфраструктура, социально-экономическое развитие Чувашии. Коммуникационная система - транспорт и связь. Сфер...
Индустриализация в Чувашии
Промышленность в годы НЭПа. Формирование национальных кадров рабочего класса. Условия труда и жизни население. Развитие промышленности в годы первых п...
Стратегия развития строительного комплекса в Чувашии
Основные формы организации труда в строительстве. Инвестиционные проекты на территории Республики Чувашия. Положительная динамика строительного сектор...
Физико-географическая и социально-экономическая характеристика Чувашии
Физико-географические особенности Чувашии. Географическое положение, геологическое строение и рельеф. Климат, внутренние воды, почвы. Основные проблем...