Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Семантика языческой пластики

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Общие условия развития культуры восточных славян. Быт и нравы народа. Духовная культура и мифология древнеславянских племен. Их представления об окружающем мире. Развитие скульптуры языческого периода. Композиция и религиозное содержание Збручского идола.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Семантика языческой пластики

Содержание

Введение

Глава 1. Общие условия развития культуры древних славян

Глава 2. Духовная культура и мифология древних славян

Глава 3. Языческая пластика

Глава 4. Збручский идол

Заключение

Список использованной литературы и первоисточников

Приложение

Введение

Термин «язычество» восходит к старославянскому «языцы» - народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность. То есть, язычество - это, буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина в христианской культуре этим словом обычно обозначают народные верования, предшествующие христианству.

К сожалению, проблема изучения славянской языческой культуры осложнена рядом культурно-исторических факторов, в первую очередь крайне негативным отношением христианской церкви к языческому наследию: на протяжении многих веков идеологического господства церкви в сфере духовной культуры все материальные свидетельства народной религии были подвергнуты сознательному уничтожению, чтобы вытравить из памяти народа древние традиции и обычаи, объявленные церковью «бесовскими» и «звериными». Многовековая борьба русской православной церкви с пережитками язычества привела к почти полной утрате наследия древней народной культуры, которую современным учёным приходиться восстанавливать по крупицам.

Учёные реконструируют славянскую мифологию по различным источникам. Во-первых, это письменные и фольклорные источники. Во-вторых - более достоверные, но менее информативные археологические источники. Именно к этой категории источников относятся сведения раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ.

Одно из центральных мест в исследованиях и реконструкции дохристианских верований восточных славян традиционно принадлежит Збручскому идолу. По мнению большинства учёных, этот каменный идол, найденный в середине 19 века в реке Збруч, является языческой моделью мироздания и может служить своеобразной энциклопедией образов восточнославянской мифологии.

Целью моей работы является знакомство с искусством и культурой древних славян, а также интерпретация самого известного артефакта, связанного с языческой культурой Древней Руси - Збручского идола.

Глава 1. Общие условия развития культуры древних славян

Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви - южная (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная (русские, украинцы, белорусы). В VI-VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра - поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки - вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).

Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно-географических факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль, обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Как отмечает С.М.Соловьев: «… как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».

Славянские племена занимали преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь», от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Важнейшие вопросы общественной жизни решались на вечевых сходах - народных собраниях, т.е. закреплялись традиции относительной свободы, военной демократии, которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», - подтверждает Прокопий Кесарийский.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI-IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образованием Древнерусского государства в IX веке.

Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог», когда участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новое место. На большей части территории была распространена подсечно-огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через 2-3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.

Жизненно важными становятся промыслы - ловля пушных зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока - Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией - Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).

Русские города, по мнению В.О. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов (в христианской традиции - кладбища). Из этих крупных рынков выросли Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII в. иноземные путешественники называли Русь - «Гардарик», страна городов. Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси - Новгород и Киев.

В городах развивается ремесленное производство: железоделательное, кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси изготовляли сложнейшие изделия из серебра, золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Выгодное географическое положение земель между Европой и Азией, природные богатства привлекали на Русь воинственных соседей-кочевников. Славянские племена жили в условиях постоянной внешней опасности, им приходилось вести беспрерывные войны, отражать набеги, защищать собственную землю и жизнь сородичей.

Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили в «дрянных избах», не имели ничего лишнего.

В древних источниках особенно подчеркивается простота нравов славянских народов. «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, - утверждает византийский писатель Маврикий, - у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы - легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием». Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы - русского рукопашного боя. Причем, в отличие, например, от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило - «лежачего не бьют».

Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться к своим или остаться между славянами на равных правах. Похоже, что славяне вообще не были воинственны, о...

Другие файлы:

Очерки по русской семантике
В книге известного лингвиста и культуролога проф. А.Б.Пеньковского собраны его работы по русской семантике, представляющие несколько циклов устойчивых...

Пластики в автомобилестроении
Определение термина "пластмассы". Свойства пластиков. Полиолефины. Полиэтилен. Полипропилен. Полистирольные пластики. Поливинилхлориды. Фторопласты....

Операции на костях
Виды операций на костях. Способы остеосинтеза. Компрессионно-дистракционный остеосинтез аппаратом Елизарова. Костные пластики по Фемистеру, трансплант...

Ненатяжная герниопластика
Данная книга представляет краткое руководство по технологии "ненатяжной" пластики грыжевых ворот. Описана техника пластики пахового канала, грыж белой...

Современные методы лечения грыж передней брюшной стенки
Анатомия паховой области. Основные этапы развития внутрибрюшной эндовидеохирургической пластики. Техника выполнения лапароскопической пластики грыж с...