Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русское изобразительное искусство

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Композиционный анализ картин-пейзажей И. Левитана, А. Куинджи, И. Айвазовского, их вклад в развитие русского искусства. Творчество Рубенса как представителя эпохи барокко. Архитектурная ордерная система Древней Греции. Философская основа классицизма.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Русское изобразительное искусство

2010 г.

Исаак Ильич Левитан

Вторая половина 19 века характеризуется мощным расцветом русского изобразительного искусства. Жанр пейзаж начал развиваться позже других жанров. Во второй половине 18 века русские художники писали либо итальянские пейзажи, либо пейзажи царских загородных дворцов (Павлова, Гачино, Петергоф), а также архитектуру крупных городов. Также создавали графические пейзажи на меди, очень часто по живописным произведениям. В начале 19 века жанр пейзаж выделился в самостоятельный жанр и художники начинают писать русскую природу. Искусствоведы выделяют различные типы пейзажа:

· Морской пейзаж - Веницианов, Григорий Сорока

· Пейзаж настроение - Саврасов, Левитан

· Пейзаж с астофажем

· Романтический

· Реалистический

Интенсивное развитие жанр пейзажа получил созданием ТПХВ Алек. Саврасов, Ник. Дубовский, Иван Шишкин, Илья Остроухов, И.Айвазовский, Архип Куинджи и ряд других.

Выдающимся пейзажистом этого времени стал Исаак Ильич Левитан.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. в еврейской семье в местечке Кибарты (Литва).

С начала 1870 г. жил в Москве. С 13лет художник поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1873 г. по 1885г. учился у Алексея Кондрат. Саврасова и Василия Дмит. Поленова. С 1884 г. - экспонент передвижников. Совершает художник четыре поездки на Волгу, которые оставляют впечатления, размышления об увиденном и почувствованном на Волге. Писал Левитан плесы и излучины, стремнину и тихие заливы Волги, писал вечером и утром, в тихие и ветреные дни.

В это время им созданы такие замечательные картины, как «Вечер на Волге», 1888, «После дождя Плес» 1888, «Вечер, золотой плес» 1889.

В обретении Левитаном к началу 1890-х годов свободного и уверенного живописного мастерства, возрастании масштабов его произведений сыграла определенную роль и поездка в Западную Европу, впервые совершенная художником в конце 1889 г. - начало 1890 г., прежде всего для того, чтобы ознакомиться с современным искусством, широко предоставленном на развернутой и в то время в Париже Всемирной выставке. Особенно интересовала Левитана устроенная там ретроспективная экспозиция творчества столь любимых им с юных лет художников Барбизанской школы - К. Коро, Ж.-Ф. Милле, Т. Руссо, а также произведения импрессионистов.

К раннему периоду творчества художника относятся такие работы: «Березовая роща», «Сжатое поле», «Вечерний звон», «Вечер на поляне», «Тихая обитель», «Савинская слобода», «Дуб».

В искусствоведенье поздний период творчества считается с 1892 г., в это время Левитан создает картину «У омута» (1892 г. холст, масло, 140х209 г.т.г), начатая во время пребывания Левитана в 1891 году в имении Панафидиных «Покровское» (Тверской губернии). Под впечатлением от созерцания омута и народным поверьем о «гиблом месте», Левитан создает монументальное полотно драматического содержания. Пейзаж с намеком на сюжет. В этой картине проявилась характерная черта художника - умение выразить в образах природы сложные человеческие переживания и настроения.

На холсте изображен фрагмент платины: река, через которую перекинуты бревна, неширока.

1-ый план - ближний берег, часть бревен

2-й план - мост, являющийся композиционным центром

дальний план - кусты и деревья.

Композиция строится на мотиве движения идущего от 1-го плана в глубину, т.е. композиция дифанальна от левого нижнего угла к правому верхнему. За счет чего создается впечатление, того вовлекающего зрителя в пространство картины движения. Но преодолеть это пространство не просто. Это отражено и в тревожном сумеречном освещении, и в сырой неуютности низких берегов реки, и в тенистой мгле кустарников, среди которых дана исчезающая тропинка, и даже в веточках ивы на фоне желтоватой ряби воды слева, в нависшей над этим «гиблым местом» тишине, ощущается некая драматическая неразрешенность, усиливающая чувство опасности, которой чреват неверный шаг по скользким позеленевшим бревном.

Художник использует в основном земляные, теплые краски: черные, коричневые, зеленые, охристые, золотистые, играет цветом. Небо написано лессировкой, в целом техника разнообразна, средний и крупный мазок.

Очень четко прописан первый план, вид на дальнем плане пишет очень обобщенно.

Следующая картина, созданная Левитаном в первой половине 90-ых годов, - «Владимирка» (1892 г., Х., М., 79х123 г.т.г). Она возникла как результат не только непосредственного впечатления от натуры, но и воздействия на художника скорбных народных песен, связанных с дорогой и выражает глубокое раздумье о судьбах людей и Родины. На картине мы видим пустынную, тянущуюся версту за верстой дорогу, сопровождающие ее тропинки. Левитану удается показать ленту дороги в наиболее выгодном ракурсе. Зритель видит дорогу как бы стоящий на обочине. Дорога располагается под углом, от левого нижнего угла картины дорога тянется до линии горизонта, до точки в зоне золотого сечения. Таким образом, композиционная зона включает в себя группу деревьев на линии горизонта, придорожный столбик - голубец с иконой, фигуру человека. Уравновешивается композиция картины крышами деревянных домов, церквушкой, а также полоской несжатого хлеба слева. Линия горизонта располагается чуть ниже середины полотна, доминирующим Левитан делает небо. Через серое, монотонное пасмурное небо художник передал чувство тоски и одиночества.

За счет использования линейной и воздушной перспективы художник создает ощущение простора и бесконечной дали. Воздушная перспектива, помимо тоновой обработки (смягчения контрастов вдали, сближение оттенков), поддерживается и фактурной лентой на 10ом плане (обработка камешков, травинок, стебельков), сглаженным письмом 2-го плана, и, наконец, лессировками 3-го плана. Пасмурный колорит картины при внимательном взгляде обнаруживает приглушенные серым тоном богатство и нежность цветовых сочетаний (голубоватых, охристых, зеленых красок), объединяющих и хмурое облачное небо, и поблекшую буро-темную траву, работа производит цельное впечатления. И лишь просвет солнечных лучей у горизонта; полоска несжатого хлеба, белеющая вдали церковь вносит светлую, как луч надежды, нотку в картину. Картина является превосходным образцом панорамного пейзажа с глубокими далями. Из целого ряда работ Левитана картина «Владимирка» является пейзажем настроения.

В 1893-94 годах Левитан работал над наиболее масштабной работой «Над вечным покоем» (1894 г. г.т.г. 150х206, холст, масло). В этой картине художник стремился выразить философские раздумья, как бы возводя до высоты трагедийного звучания мотивов картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Мошка над Волгой» (1874 г.) Картину «На вечным покоем» Левитан считал своим центральным произведением. Достаточно долго искал композицию, стремясь придать значительность, эпичность взятому мотиву. Изобразив как бы с высоты птичьего полета свинцово-матовые воды уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи и мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем с покосившимися крестами на поросших «травой забвения» могилах, Левитан насытил картину чувством неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им «островка времени» перед лицом, а океана вечной и «равнодушной! К человеку природы. Картина воспринимается как торжественный реквием, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования и величии неиссякаемых сил природы. Эта тема выражена в противопоставлении заброшенного кладбища и сиротливо стоящей на косогоре церквушки огромному, безбрежному пространству воды и неба. Она звучит в массиве грозных туч, в строгом ритме композиции, в суровой сдержанности колорита. Строга и ясна композиция полотна; высоко и величественно небо, к которому возносит купол часовни с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя мысль о «свете, которую тьма не объят». Темное, тональное пятно косогора поддерживается темным пятном свинцовых облаков, в противоположном по диагонали углу, благодаря этому же приему ощущается равномерное движение облаков вдаль. Светлая, практически не изменяющаяся тонально полоса озера, сообщает пейзажу статичность, и незыблемость, перекликаясь по цвету и тону с левым верхним углом картины. Получается ассиметрично уравновешенная композиция. Доминирование неба выражено тем, что линия горизонта расположена ниже середины. Движение грозы слева направо и в глубину. Линия косогора повторяет линию острова и облака. Безупречно ритмически построенная композиция.

Небольшой бронзовый купол часовни является точкой золотого сечения как по горизонтали, так и по вертикали. Новое сказывается в использовании больших цветовых плоскостей, передаче - светло-серой водной поверхности, акцентирующих плоскость холста. В этом ощущается тяготение к созданию картины, приближающейся по характеру решения к монументально-декоративному панно. Картина «Над вечным покоем» ближе к картине - символу, аллегории.

Наряду с философскими работами Левитан пишет и такие картины, где преобладает совсем иное мироощущение, светлое и жизнеутверждающее. Радостный гимн вечно прекрасной природы звучит в картинах «Свежий ветер. Волга» (1895), «Весна. Большая вода» (1897). Художник смело использует яркие, звонкие...

Другие файлы:

Русское искусство в XIX веке
Русское искусство дооктябрьской эпохи. Рост национального самосознания русского народа и интереса к художественной жизни России. Изобразительное искус...

Русское изобразительное искусство XIX – XX веков

Русское изобразительное искусство XVIII века

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь к учебнику Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство». 4 класс
Рабочая тетрадь к учебнику Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство», рекомендованному Министерством образования и науки РФ и включенному в Феде...

Русское искусство первой половины XIX века
Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез к...