Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русский музей

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

1. История

2. По залам

3. За кулисами

Заключение

Список литературы

Введение

Русский музей - крупнейшее собрание русского искусства в мире. В настоящее время он включает в себя помимо основной экспозиции, что расположена по адресу Инженерная улица, дом 4, в здании Михайловского дворца, корпусе Бенуа на набережной канала Грибоедова и флигеле Росси, Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы, Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад. В настоящий момент Русский музей - это уникальное хранилище художественных ценностей, реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.

1. История

Михайловский замок, в котором расположена основная экспозиция музея, заложен в 17 апреля 1819. Работы по строительству продолжались до 1823 года. Еще два года шла внутренняя отделка. Дворец построен по проекту архитектора Карла Росси. В отделке принимали участие архитекторы Н. Ткачев и И. Гальберг, известные скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов, живописцы Д.-Б. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, братья Дадоновы и многие другие, каменных дел мастера, лепщики, мраморщики, столяры, паркетчики, мебельщики, обойщики. Дворец был построен для великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. После смерти великого князя, его жены и дочери, дворец остался без необходимого присмотра и стал ветшать.

Новую жизнь дворец получил, когда 13 апреля 1895 года был подписан царский указ об учреждении «Императорского музея русского искусства имени Александра III». 7 (по новому стилю - 19-го) марта 1898 года музей был открыт. Открытию предшествовала переделка дворца под новую функцию. Эту задачу выполнил архитектор В. Ф. Свиньин.

Первая художественная экспозиция была невелика и занимала только тридцать семь залов главного здания дворца. Основу собрания составили 120 картин из Академии художеств, 80 - из Эрмитажа, 200 - из загородных царских дворцов, из коллекций богатых меценатов. В частности княгиня Татищева преподнесла новому музею коллекцию графики. Особенно полно с первого дня в музее были представлены работы К. Брюллова, в том числе самое его известное полотно «Последний день Помпеи». Были выставлены «Запорожцы...» И. Репина, «Сватовство майора» Федотова, «Девятый вал» Айвазовского, «Тайная вечеря» Ге, бюст Павла I работы Шубина, «Ермак» Антокольского, холсты Боровиковского, Васильева, Кипренского, Тропинина, Шишкина и др. Однако большим недостатком первой экспозиции была бессистемность. Музей имел приставку «Императорский», поэтому первые годы его возглавляли лица императорской фамилии, что не шло музею на пользу. Несмотря на это музей рос. В 1902 году был создан этнографический отдел. Положение стало меняться, когда в 1909 году хранителем художественного отдела стал П. И. Нерадовский, сделавший очень много для музея. В 1912-1917 годах Л. Н. Бенуа был построен корпус, который теперь носит его имя. Коренные преобразования в музее связаны с уже упоминавшимся П. И. Нерадовским и Советской властью. Также следует упомянуть первого главного хранителя М. В. Фармаковского. Первая экспозиция советского периода, созданная на научной и систематической основе, открылась в 1922 году.

В советское время коллекция музея стала основательно пополняться. Штат музея вырос до 300 человек. Однако в музее становилось тесно. В 1934 году этнографический отдел стал самостоятельным музеем (Государственный музей этнографии народов СССР). Тогда же передается Эрмитажу историко-бытовой отдел, созданный в 1913 году.

С первых дней Великой Отечественной войны в стенах музея началась работа по эвакуации и укрытию экспонатов музея. О масштабе работы можно судить по некоторым цифрам. Так только живописных произведений было снято со стен, вынуто из рам, перемещено в новые места хранения и приготовлено к эвакуации свыше 7500. Особенные трудности вызвали картины-гиганты, такие как «Последний день Помпеи», К. Брюллова, «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы», Сурикова, «Медный змий» Бруни, «Заседание Государственного совета» И. Репина и еще около полусотни таких же огромных полотен площадью по 40-60 квадратных метров. Каждую такую картину нужно было снять со стены, освободить от рамы и подрамника, намотать на специальный вал диаметром метр и длиной до десяти метров и поместить в деревянный ящик. Также с большими трудностями сталкивались работники музея, подготавливавшие скульптуру. Например, знаменитое творение Б. К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» весит около десяти тонн.

Тем не менее на восьмой день войны была закончена подготовка к эвакуации первой очереди экспонатов. В нее включили главные шедевры музея а также редчайшие произведения графики и прикладного искусства. Все это занимало несколько сот ящиков. Вторую партию эвакуировать не удалось, так как уже 8 сентября 1941 года была перерезана последняя сухопутная магистраль на большую землю. Таким образом большая часть экспонатов осталась на месте, как и большая часть сотрудников, которым предстояло не только пережить самим страшные месяцы блокады но и сохранить экспонаты.

Сотрудники музея перешли на казарменное положение. Спали в подвалах, на ящиках с экспонатами. Люди продолжали работу по упаковке и перетаскиванию в наиболее безопасные места оставшихся, более 300 000, экспонатов. Кроме того каждый сотрудник музея стал теперь бойцом противовоздушной обороны. За 900 дней блокады на территорию музея упало 11 фугасных, более 100 зажигательных бомб, свыше 40 снарядов. К счастью прямых попаданий в Михайловский дворец не было. Однако взрывы 500 килограммовых бомб в непосредственной близости наносили зданию ущерб.

Из воспоминаний заведующей научной библиотекой музея В. В. Алексеевой: «Как только начинались артобстрелы и становилось ясным, какая сторона улицы наиболее опасна, приходилось перемещать картины, ящики, скульптуры в другие залы...

После каждой тревоги проводился тщательный обход здания и всей территории.

Приходилось вновь и вновь забивать фанерой и досками разбитые окна, поврежденную кровлю, выносить осколки, щебень, мусор. К каждой зиме утеплять, законопачивать паклей и ветошью окна, забивать пробоины фанерой...» [2] (с. 55)

Самой страшной была первая блокадная зима. Пять раз сокращалась норма выдачи продуктов, пока не дошла до 125 грамм хлеба в сутки...

От сырости стала разваливаться старинная мебель. Ее склеивали столярным клеем, который также шел и в пищу.

Ослабленные цингой и дистрофией (к февралю 1942 года от голода умерло 44 человека) сотрудники продолжали работу. Так Г. Е. Лебедев подготовил, а после войны защитил кандидатскую диссертацию по русской живописи XVII века, написал книгу о Русском музее. М. В. Фармаковский завершил многолетние труды «Основы консервации и реставрации тканей» и «Техника акварельной живописи». Заведующий отделом древнерусской живописи Ю. Н. Дмитриев занимался исследованиями живописи Пскова, Новгорода и Строгановской школы. Сотрудники музея кроме того выезжали в воинские части и госпитали, где рассказывали о Руссом музее и искусстве. Кроме того собирали картины и другие произведения по городу у коллекционеров и собирателей, которые сами не могли о них позаботится. Из воспоминаний заведующего отделом графики П. Е. Корнилова:

«Я охотно взялся за разрешение этой не очень легкой задачи - спасти как можно больше произведений искусства. На саночках перевозил и принимал на хранение в Русский музей наиболее ценное от авторов и собирателей.

Особо важным делом для искусствоведа в те годы казались мне посещения мастерский художников. Кроме того, хотелось им оказать возможную помощь, скорее, конечно, моральную». [2] (с. 57) И это притом, что человек этот ел три раза в день по тарелке столярного клея.

С наступлением весны 1942 года принялись проветривать помещения, чистить и сушить картины. Начались систематические работы по выборочной проверке упакованных в ящики, но не вывезенных произведений искусства. Более того, стали в тяжелейших условиях блокады организовываться выставки. Так в сентябре 1943 года была организована выставка В. М. Конашевича. В 1944-ом выставка, посвященная столетию со дня рождения И. Е. Репина, выставка художников осажденного Ленинграда: В. М. Конашевича, В. В. Пакулина, А. Ф, Пахомова, К. И. Рудакова, А. А. Стрекавина.

Не следует также забывать тех сотрудников, кто был эвакуирован с частью коллекции в самом начале войны. Они также организовали в тылу несколько выставок, читали лекции и вели повседневную борьбу за сохранность вывезенных произведений искусства. 14 октября 1945 года эвакуированные коллекции вернулись в Ленинград. Началась работа по восстановлению разрушенного войной, по возвращению в нормальное русло....

Другие файлы:

Русский музей
Государственный Русский музей – сокровищница национальной культуры – учрежден в 1895 г. и открыт для посетителей в 1898 г. Данная брошюра рассказывает...

Русский музей: история и коллекции
Русский музей как самый обширный музей русского искусства в мире. Произведения искусства, составляющие основу собрания художественного музея, процесс...

Русский музей 2

Государственный Русский Музей

Музейный гид – 2014. Путеводители по музеям России
Небольшие и очень удобные путеводители с авторскими текстами предназначены для представления музеев и их собраний широкой публике. В состав сборника "...