Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русский лубок

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Термины и понятия лубка как вида народного творчества, его основные черты: простота техники, лаконизм изобразительных средств, тенденция к развёрнутому повествованию, взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Технология производства лубка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Возникновение и развитие лубка
    • 1.1 Основные термины и понятия лубка
    • 1.2 XVII век начало распространения
    • 1.3 VXIII век окончательное формирование облика лубка
    • 1.4 XIX век массовое производство лубка
  • 2. Распространение лубка
  • 3. Особенности изготовления лубочной продукции
    • 3.1 Технология производства лубка
    • 3.2 Цензура по отношению к лубку
  • Заключение
  • Примечания

Введение

В последнее время в печати часто употребляется термин лубок. Данная тема выбрана для исследования ввиду необходимости уточнения самого термина лубок и выяснения истории его происхождения и развития. Необходимо рассмотреть причины возникновения лубочной культуры.

Первый исследователь "народных картинок" И.Снегирёв впервые ввёл в литературу термин лубок, рассказал о предпосылках его создания. Заложил начальную систему картинок по жанрам.

Д.А.Ровинский в своём труде продолжил "народную" тематику предшественника, Но более обстоятельно, лубок в его "Русских народных картинках" рассматривался как источник бесценных исторических знаний о той эпохе, народная картинка показывала нам, как жили наши предки, что их интересовало, как эта жажда знаний удовлетворялась. Ровинский систематизировал лубочные изображения по жанрам, по тематике, по времени выпуска

О.Р.Хромов, в своём исследовании, посвящённом цельногравированной лубочной книге, подробно описал, как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях, как европейская практика, соединившись с древнерусской традицией книжной миниатюры, бывшая поначалу достоянием состоятельных слоёв общества постепенно стала истинно народной.

Предмет нашего исследования - это лубок. Объект - это издательский процесс и особенности распространения лубка.

Цель исследования - выяснить роль лубка в книгоиздании.

Задачи исследования - разобраться с происхождением лубка. Выяснить особенности его производства. Выяснить особенности его распространения. Выяснить отношение властей к выпуску лубка.

1. Возникновение и развитие лубка

1.1 Основные термины и понятия лубка

Для того чтобы начать данное исследование необходимо определиться с самим предметом, который будем изучать, с тем, что скрывается за словом "лубок". Большая Советская Энциклопедия даёт нам следующее определение:

Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии лубков, лубочные книжки-картинки), нередко -- взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. -- в гравюре на дереве. Европейский лубок, в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с XVII в.), литография (XIX в.), известен с XV в. <….> В годы социально-революционных движений лубок использовался как публицистическое оружие (таковы "летучие листки" времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубок эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, лубок. выполнял функции средств массовой информации.

Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально - вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Лубочная литература - дешёвые массовые издания в дореволюционной России: переделки сказок, былин, житий святых, литературных произведений, сборники анекдотов, песенники, сонники. Обычно с лубочными картинками.

По определению БСЭ основной сутью лубка является изображение объединённое с текстом, причём и текст, и изображение взаимодополняют друг друга. Ещё одна особенность современного употребления слово Лубок это значение аляписто-яркой, нарочито примитивный .

Само понятие лубок, как слово для обозначения народных картинок ввёл в литературу Иван Снегирев в своей работе "Лубочные картинки русского народа". В данной работе он провёл исследование на тему происхождения народной картинки, показав, что традиция иллюстрированного книгопечатания пришла в Россию из Европы. Так как предтечи лубка по духу, ксилографические издания, блокбухи так называемые "Библии бедных" (в них иллюстрационное клише и текст были объединены в один набор), начали выпускаться еще в XV веке. Снегирёв, касаясь вопроса происхождения термина лубок выдвигает 3 версии:

-луб дерева, то есть исподняя его кора в древности заменяла недостаток бумаги.

-липовые доски, употребляемые для резьбы, называются так же лубами.

-по московскому преданию - от названия улицы Лубянка где, "будто они [картинки] вырезались на лубках <…>и печатались типографщиками из Печатной Слободы, бывшей у Сретенских Ворот Белого Города". Но как бы то ни было, по совокупности все эти обстоятельства дали повод для прозвания народных картинок лубочными.

В самом начале своей работы Снегирёв указывает на особую примету лубка, на его непременный атрибут, что он соединяет в себе текст с изображением. Достаточно обстоятельно разъясняется читателю, что "картинки" эти не просто глупая забава, не пустое украшательство. Автор рассказывает долгий и непростой путь лубка к принятию в официальное искусство, он напоминает о самобытном искусстве Индии и Китая; приводит в пример и европейские страны, где "чернь" тоже имеет своё искусство, свои картинки, не изысканно-высокохудожественные, а простые и незатейливые, иногда гротескные. Лубок представлял собой не праздное развлечение, а практическое руководство по семейной, духовной жизни, служил мерилом нравственности в семейной и общественной жизни.

1.2 XVII век начало распространения

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы, фронтопсисы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают и западные книги с иллюстрациями, и листовые издания, гравированные портреты, карты неведомых земель. Покупается всё это, как "диковинка", причём покупается в большом количестве, "фряжские листы", как тогда называли гравюру, ввозятся на территорию Московского государства тысячами. А в России, для книжного оформления, всё ещё пользуются ксилографией, или рисованными изображениями. Поначалу европейские гравюры использовались в наших скрипториях как образцы для миниатюр. В самой Европе существовали своеобразные "бродячие иконографии", когда одни и те же изображения "перекочевывали" из одного издания в другое. Причём именно деревянные клише переходят от одного издателя к другому демонстрируй одно качество ксилографии, её относительную независимость от книги, для которойона была создана. И Россия ввиду налаживания более тесных торговых, и как следствие, культурных отношений с Европой оказалась вовлечена в этот процесс.

Гравированные карты вешались на стену не для образования, а как диковинка, так же и исторические портреты, помещаемые на стену не из уважения или почитания, а как диковинка. Немногие русские ксилографические издания, в том числе и "Библия" Василия Кореня, уступают место выгравированным на меди. Поначалу интересующие образы попросту копировались, иллюстрированные книги выходили на религиозные темы. Та же "Библия" В.Кореня, Синодики, Апокалипсис.

Ассортимент первых русских гравированных книг преимущественно религиозный. Что неудивительно, можно провести своеобразную параллель, между первыми печатными книгами на русском и первыми гравированными изданиями. Духовность и религиозность играла важную роль в жизни человека того времени.

Уже во второй половине XVII века появляются первые образцы русской гравюры на меди от мастеров Симона Ушакова, Афанасия Трухменского, в этом им помогал Леонтий Бунин -знаменщик серебряной палаты, сам опытный и искусный гравёр, владеющий собственным прокатным станом.

Симеон Полоцкий - учитель царской семьи, руководитель Верхней Типографии, человек многих талантов, сам формировал читательский репертуар, сам сочинял произведения для печати. Он привил в России европейскую традицию "подписи" к картинке. "Подпись" объясняла смысл изображенного и сама, трактовалась картинкой. "Симеон Полоцкий соединил в русской традиции стихи и гравюру, определив тем самым во многом развитие русских гравированных изданий". Поначалу гравюры просто вклеивались в книгу, и число иллюстраций...

Другие файлы:

Русский рисованный лубок конца XVIII - начала XX века
Рисованный лубок - одна из разновидностей народного изобразительного искусства XVIII-XIX веков. В настоящей книге рассказывается вся история об этой л...

Война и лубок
Одним из видов изобразительного искусства является рисованный лубок. Декоративность лубка обусловливается его назначением - украшать стены (красные уг...

Русский народный лубок. Гравюры.
...

Три века поэзии русского Эроса
В сборнике показан пласт литературы, который до сего времени считался "крамольным", "неприличным", "ужасным", "развратным" и т. д. - и тем не менее пр...

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Белая Уточка. Русские народные сказки
He одну тысячу лет бродят по земле сказки. Они не только развлекают людей, но и помогают им мудрыми советами. Вошедшие в сборник сказки любимы детьми...