Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русский женский городской костюм конца XIX - начала ХХ вв.

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Особенности перемен в женском костюме в течение первой половины ХХ века. Анализ характерных стилистических, образных и конструктивных моментов. Костюм эпохи модерна в России (1900-1914 гг.). Костюм в России после Первой Мировой войны (1915-1929 гг.).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Костюм эпохи модерна в России (1900-1914 годы)
  • Глава II. Костюм в России после Первой Мировой войны (1915-1929 годы)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Костюм начала двадцатого века представляет собой интереснейший и малоисследованный пласт человеческой материальной культуры. За крошечный по меркам истории человеческой цивилизации промежуток в два десятилетия костюм претерпел более радикальные изменения, чем за все предшествующие века.

Очевидно, что мода, как явление социальное, отражала те процессы, что происходили в человеческом обществе - Первая Мировая война и сопутствующие ей как тяготы и лишения, движение суфражисток, переоценка семейных ценностей и обретение женщинами новых экономических свобод и прав, в том числе и всеобщее избирательное право.

Костюм двадцатого века формировался из двух противоречивых начал - уходящей эпохи аристократов с жестко регламентированным этикетом и сословными предрассудками и нового, либерального взгляда на мир, переросшего нигилизм девятнадцатого века.

Двадцатый век радикально изменил положение женщины в обществе - именно в это время появляется новый класс работающих женщин, вместо низкооплачиваемых неграмотных работниц появляются женские "белые воротнички" - образованные, деловые женщины, чье воспитание и самоощущение не позволяло смириться с заработной платой в два, три раза ниже мужской. И именно женский костюм становится "испытательным полигоном" для творческой фантазии модельеров, именно он в двадцатом веке претерпевает самые кардинальные изменения, в то время как мужской костюм изменялся крайне осторожно, по сути лишь слегка меняя крой и отделку, но двигаясь в русле основных форм, найденных ещё в XVIII - начале XIX века.

В XIX веке женская мода последовательно перебрала и переосмыслила чуть ли не все течения и направления в искусстве - от древнегреческих хитонов до китайских вышивок и легкомысленных платьев в стиле неорококо, но основой костюма все также оставалось неизменное платье, в зависимости от веяний моды становясь то уже, то шире. И только в двадцатом веке гардероб женщины дополняется принципиально новыми вещами, зачастую заимствованными из мужского гардероба и подогнанными под женские нужды: костюм - тальер, жакет, брюки, кофта, спортивный костюм и т.д.

Одежда наконец-то во главу угла поставила не внешнюю эффектность, а удобство и комфорт, "носибельность" вещи. Мода, некогда бывшая привилегией высшего сословия, стала демократичной и доступной, спустившись с пьедестала роскошных салонов на улицы.

Долгое время в России история и эволюция костюма начала ХХ века игнорировалась, так как с одной стороны приходилась на чуждый идеологически период царизма, с осуждаемыми главенствующим политическим строем "декадентством", пристрастием к роскоши и культивированной женственностью, с другой стороны новаторские идеи художников-конструктивистов, сотрудничавших с ателье и фабриками по пошиву одежды оказались слишком радикальными и от их наработок отказались.

Одной из первых работ, затронувших эту тему, стали статьи в четырехтомном издании сборнике "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века". Так, Т.С. Гурьева в статье "Текстиль" в (1908-1917) рассматривает эволюцию тканей в зависимости от нужд нарождающегося класса массового потребителя. "Своего рода контрастом крестьянским ситцам могли служить так называемые "модные" ткани, предназначенные для средних слоев городского населения. В их орнаментации более всего ощущалось воздействие модерна". . Т.С. Гурьева, ст. Текстиль, Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. 1908-1917 гг., М.: Наука, 1972 - С. 436

Лишь в семидесятые годы началось пристальное изучение этого вопроса. В первую очередь это связано с общим ростом интереса к искусству эпохи модерна. Эти годы были отмечены целым рядом серьезных исследовательских трудов, посвященных костюму начала ХХ века.

Так, книга Т.К. Стриженовой "Из истории советского костюма" отмечает лакуны российского искусствоведения: "В истории советского костюма эпоха после Великой Октябрьской революции представляется особо интересной и менее всего известной. Именно в те годы формировались принципы нового костюма, рождались гениальные по своей прозорливости проекты массовых форм одежды, намечались конкретные пути претворения творческих эталонов в массовую промышленную продукцию". Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М.: Советский художник, 1972, С. 7

Но, несмотря на попытку максимально полно осветить интересующий период развития истории костюма, автор подает свой материал слишком односторонне, упуская из виду тот факт, что "железный занавес" ещё не опустился, и многие художники активно интересовались западной модой, в диалоге с ней впитывая и творчески её перерабатывая, творя вполне в духе времени.

Одна из первых работ М.Н. Мерцаловой "Очерки истории костюма" отмечает важность эпохи модерна в создании новых форм и силуэтов городского костюма: "Следует отметить, что эти годы являются этапными в становлении новых форм женского костюма" Мерцалова М.Н. Очерки истории костюма М: Искусство, 1972, С. 2. .

А также делает первую попытку кратко коснуться проблемы восприятия искусства эпохи модерна и костюма в частности, вывести их из негативного поля восприятия как явления "буржуазного", как воплощения эксплуатационной морали класса угнетателей, пытаясь объективно оценивать происходившие тогда в моде процессы и явления.

В середине девяностых годов её очерки переросли в полноценную четырехтомную историю костюма, в которой автор попытался более подробно остановиться на причинах, запустивших изменения модного силуэта: "…это связано с реформаторским движением, тщательно собиравшем данные медицины о вреде современного костюма с корсетом" Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов М: Академия моды, 1995, Т. 4., С. 410

Одной из первых работ, попытавшихся всесторонне охватить все перемены, которые происходили в женском костюме в течение первой половины ХХ века стала работа польской исследовательницы

А. Дзеконьской-Козловской, переведенная на русский язык и опубликованная в 1977 году.

Что особенно ценно, автор качестве иллюстраций использовала подлинные архивные материалы, не искажая их авторским стилем рисунка и неизбежными при этом стилизаторством и неточностями, её работа опирается в первую очередь на различные сохранившиеся "материальные свидетельства"-документы, фотографии, портреты, подлинные образцы одежды и т.д.

Она отмечает характеризующую весь ХХ век быструю смену моды: "…это отсутствие стабильности в моде уравновешивается одновременным введением нескольких новых силуэтов и сохранением наиболее распространенных благодаря удобству и эстетической пригодности силуэтов, отвечающих запросам различных групп потребителей" Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века, М.: Легкая индустрия, 1977, С. 6

Из особенностей книги, обусловленных оторванностью автора от общеевропейских источников, стоит отметить некоторую вынужденную односторонность автора в подборе источников, и, в особенности, иллюстративного материала, она много и часто приводит фотографии польских актрис театра и кино, зачастую игнорируя тот факт, что Польша на тот момент не могла считаться модной столицей. И, по сути, всего лишь копировала модные веяния Европы (в первую очередь Парижа), которые задавали модный стандарт.

В 1979 году был опубликован исследовательский труд Т.Т. Коршуновой в издании "Костюм XVIII - начала XX века".

Во вступительной статье автор отмечает возникновение единообразия моды в конце XIX - начале XX века: "Основное направление моды в этот период единое для всех слоев городского населения, у каждой социальной группы получило свое толкование: платья состоятельных заказчиков отличаются дорогими тканями, великолепием декора, искусством портного. Костюм женщин из интеллигенции и мелкой буржуазии скромнее, рациональнее, имеет более короткую юбку, более приспособлен для различного рода занятий". Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - нач. XX века из собрания государственного Эрмитажа. Ленинград: Художник РСФСР, 1979, С. 26

В восьмидесятые и девяностые годы продолжалось углубленное изучение этого явления-костюма эпохи модерна и двадцатых годов. Из работ этого периода стоит отметить книгу Л.М. Горбачевой "Костюм ХХ века" и разросшийся до четырех томов труд М.Н. Мерцаловой, которым она подытожила свое исследование истории костюма.

Труд Л.М. Горбачевой одна из немногих попыток не только максимально полно описать происходящие социо - культурные процессы, инициирующие изменения в моде, но и попытаться дать искусствоведческий анализ и найти истоки тех или иных веяний: "ХХ век, в отличие от более ранних эпох, принадлежит женскому костюму, ставшему зримым символом неизбежной эмансипации и новой женственности. Он значительнее, сложнее и многообразнее мужского костюма, полнее выражает образ человека, в том числе и через отношение к женщине, которое во все времена являлось мерилом цивилизованности общества. На нем опробовались все новшества и усовершенствования, с ним экспериментировали и откровенно забавлялись. Он был объектом восторгов и насмешек, поводом для литературных упражнений и пророчеств". Горбаче...

Другие файлы:

Северный русский народный костюм конца XIX – начала ХХ века (открытки)
Комплект из 18 открыток по Северному русскому народному костюму конца XIX - начала ХХ века из собрания Архангельского государственного музея деревянно...

Костюм Англии эпохи Возрождения
Особенности мужской одежды первой половины XVI века. Женский костюм в форме вертюгада в эпоху Возрождения. Специфика изготовления обуви из мягкой кожи...

Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XX века
В альбоме описаны и систематизированы русский, мордовский, татарский народные костюмы, костюм пензенских чувашей, приведены аннотации к каждому виду к...

Русский военный костюм XVIII - начала XX века.

Костюм эпохи Возрождения в Италии
Изучение особенностей развития итальянской моды, главной законодательницей которой в XV веке была Флоренция, а в XVI в. - Венеция. Отличительные черты...