Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская культура: история и современность. Массовая культура

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Характеристика и "сверхзадача" массовой культуры - обеспечение и гарантия социального спокойствия. Развитие русской архитектуры XIX в.: ампир, "русско-византийский" стиль, "николаевский" классицизм, модерн. Культурное развитие периода перестройки в СССР.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

  • 1. Характеристика массовой культуры
  • 2. Развитие русской архитектуры XIX века
  • 3.Культурное развитие периода перестройки в СССР
  • Литература

1. Характеристика массовой культуры

Массовая культура - это не количественный показатель. Зачислять тот или иной феномен прошлого или настоящего в разряд массовой культуры, исходя из массовости его распространения, неверно. Сам по себе культурный факт (событие, форма, ситуация), рассматриваемый изолированно от окружающего социального контекста, ничего нам о себе не скажет. Столь же неправомерно подходить к анализу массовой культуры с позиции «предустановленной иерархии», т.е. рассматривать масскультовые феномены как нечто «низовое», подчиненное, второстепенное, «недоразвитое», предкультурное, тем более -- простое и незамысловатое. Масскульт -- это не культура социальных «низов», и не культура тех ситуаций, что в данный момент трактуются в качестве «низа» жизни. Не меньшим заблуждением является и чрезвычайно распространенная привычка связывать массовую культуру с определенными формами.

Таким образом, массовая культура - это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс». Она является эволюционным этапом, к которому новоевропейская культура подошла на рубеже XIX-XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе устранив всех конкурентов. Для того чтобы можно было говорить о наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую арену явился ее презентант - историческая общность, именуемая массой, а также чтобы доминирующее значение обрел соответствующий тип сознания - массовое сознание.

Масса и массовое сознание связаны, и не существуют изолированно друг от друга. Они выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскульта. Именно вокруг массы и массового сознания закручивается его «интрига».

Соответственно, лишь там, где мы обнаружим зачатки данных социальных и ментальных установок, мы вправе говорить о присутствии массовой культуры. Поэтому как история, так и предыстория Масскульта не выходят за рамки новоевропейского прошлого. Народ, толпа, крестьяне, этнос, пролетарии, широкие городские «низы», любая другая доновоевропейская историческая общность и соответствующие им типы и подтипы культуры не могут с полным правом считаться образцами и формами проявления масскульта.

«Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массовых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не «выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив, массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В известной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов добровольно налагаемых обществом на самого себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой системой является и массовая культура -- механизм защиты от тех деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в XX в. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. 3-е изд. - Ростов-н/Д,: «Феникс», 2003. - С.126.

Можно сделать выводы. Масскульт буквально «ведет» человека по жизни. Он неусыпно «следит» за ним, но в то же время «поддерживает» его. Лишая возможности выбора, массовая культура избавляет от мук сомнений. Колебания, сложности выбора чреваты остановкой, срывом, а значит, возникновением угрозы социального хаоса. Революций в минувшем веке мир знал немало, и, как любые социальные крупномасштабные изменения, они принесли неисчислимые страдания. Масскульт избавляет нас от подобных эксцессов, выступая гарантом, в некоторых случаях единственным, социального спокойствия.

2. Развитие русской архитектуры XIX века

Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен стиль ампир (стиль империи). Этот стиль вместил в себя имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I.

Большое значение в развитии русской архитектуры начала XIX в. имело создание А. Воронихиным Казанского собора (1801-1811). Со времени Отечественной войны 1812 г. он превратился в здание-памятник. Погребение в соборе М.И. Кутузова, помещение в нем знамен, отбитых у наполеоновской армии, установка перед собором памятников М. Кутузову и Барклаю де Толли окончательно закрепили за зданием эту новую роль.

Крупнейшим русским архитектором начала века был А. Захаров. Самое значительное из сохранившихся его сооружений - Адмиралтейство. Зодчему не пришлось заново строить здание. В его задачу входила капитальная реконструкция уже существовавшей постройки, восходившей в некоторых ее частях к началу XVIII в. - к первым годам строительства Петербурга.

В творчестве Захарова проявились наиболее прогрессивные черты русской архитектуры начала XIX в. Широкая постановка вопросов градостроительства сочеталась в его проектах с очень тонким и тактичным отношением ко всем архитектурно значительным сооружениям, находившимся на территории, подлежащей реконструкции и перепланировке. Большое внимание Захаров уделял вопросам синтеза архитектуры и скульптуры. Во всей практике русской архитектуры конца XVIII- начала XIX вв. именно в Адмиралтействе этот синтез нашел наиболее полное Раскрытие. Разработанные Захаровым приемы построения орнаментальных композиций, основанных на сочетании рельефных изображений конкретных предметов, располагаемых в определенном ритме, с гладким массивом стены, стали определяющими для ближайших десятилетий.

В начале 1800-х годов ряд крупнейших сооружений создал Тома де Томон. К наиболее значительным творениям относятся здание Биржи на стрелке Васильевского острова, реконструкция здания Большого театра, сооружение дома Лаваль на Английской набережной Невы, мемориальный павильон «Супругу-благодетелю» в Павловском парке.

Одним из самых ярких зодчих Петербурга первой трети XIX в. является К. Росси. По масштабам созданного он превосходит всех современников.

Основной период его творчества открывается постройками на Елагиным острове.

Тема градостроительства была широко представлена Росси. По его замыслу, сооружением здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади в Петербурге должна была быть создана «правильная площадь» перед Зимним дворцом. Для зданий на Дворцовой площади характерна неразрывная связь построек с планировкой всего участка. Фасад здания становится здесь не только внешним оформлением сооружения, но одновременно и границей городской площади и проездов, определяя их формы и размеры.

Очень большое значение в облике здания Главного штаба и министерств имеет скульптурная отделка арки, над которой Росси много и упорно работал. Ее выполнили Демут-Малиновский и Пименов.

Одновременно с оформлением Дворцовой площади началось строительство ансамбля Михайловского дворца. Ансамбль складывался из трех основных частей: дворец и связанные с ним служебные корпуса; парк с его сооружениями и площадь с улицей, ограниченные кварталами жилых домов,

В парке на берегу Мойки был построен павильон с гранитным спуском к воде. Этот павильон явился связующим звеном между ансамблем дворца и просторами Марсова поля.

Во второй половине 20-х годов XIX в. был осуществлен ансамбль Александрийского театра.

Последний большой ансамбль России - здание Сената и Синода в Петербурге. Для осуществления этой постройки были предназначены два участка на Сенатской площади, разделенные Галерной улицей. Объединенные аркой, перекинутой над Галерной, два корпуса здания Сената и Синода отвечают всей своей композицией Адмиралтейству, находящемуся по другую сторону площади.

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости, интимности форм. В нем отразились все новшества эпохи, но отчетливее проступали национальные черты. Особенностью строительства Москвы после пожара 1812г. было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Наиболее ярко здесь проявилось творчество О. Бове и Д. Жилярди.

Во второй трети XIX в. выделяется «николаевский», или поздний, классицизм, - обычно это постройки официального «казенного» назначения. Наиболее ярко это проявилось в творчестве О. Монферрана. Постройка Исаакиевского собора продолжалась в течение сорока лет - с 1818 по 1858 г. В проектировании собора приняли активное участие крупнейшие русские архитекторы, входившие в состав специально утвержденного комитета, - В. Стасов, К. Росси, А. Михайлов 2-й, А. Мельников и другие.

Исаакиевский собор - одно из крупнейших для своего времени произведений синтеза искусств. Для его отделки были приглашены самые известные мастера. Живописные работы возглавил В. Шебуев, росписи внутри собора были выполнены художниками К. Брюлловым, П. Басиным, Ф. Бруни и другими. В скульптурном оформлении собора приняли участие И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт. Значительная, часть скульптур исполнена способом гальванопластики, открытым незадолго до этого академиком Б. Якоби.

Другой значительной работой Монферрана стала Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге.

В 30-50-е годы XIX в. архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблиевое мышление, начинался период эклектики. Решающее воздействие на ф...

Другие файлы:

История русской культуры
Основы социокультурного исследования "Истории русской культуры"Истоки и первоосновы русской национальной культурыОсобенности формирования великорусско...

Русская культура в 18 веке
Культура во второй половине и средине ХVII века. Просвещение и наука. М. В. Ломоносов и русская наука. Русская литература и искусство. Культура правящ...

Религиозная культура
Христианство и русская культура. Религия и народная культура. Христианство и искусство. Выдающиеся деятели православия и русская культура. Русское иск...

Массовая и элитарная культура
Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массо...

Культура Руси XIV-XV в.в.
Тема. "КУЛЬТУРА XIV-XV веков"Л и т е р а т у р а1. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культурыIX-XVII в.в. М.- 1984г.2. История России...