Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Роль рисунка в живописи

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Основы теории реалистической изобразительной грамоты. Рисунок и живопись натюрморта. Роль рисунка в живописи, законы светотени и задачи тонового рисунка. Необходимость профессионального мастерства рисунка. Необходимый объем знаний и навыков по рисунку.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет искусств

Кафедра изобразительного искусства

Контрольная работа

по курсу: «Живопись»

Тема: «Роль рисунка в живописи»

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теория живописной грамоты

2. Роль рисунка в живописи

3. Какие основные навыки нужны в рисунке перед тем, как приступить к живописи

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В данной контрольной работе представлены и раскрыты такие вопросы как:

- Какое место в творчестве художника занимает теория живописной грамоты и как теория отражается на практике;

- Особенности, цели и задачи учебного и творческого рисунка, а так же какие минимальные навыки в рисунке должны быть у художника перед тем как он приступит к живописи.

Все вышеперечисленные вопросы неразрывно связаны с искусством. А что есть искусство? Всякое искусство, как форма общественного создания, представляет собой художественно - образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений. Но, отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях и свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Так создаются произведения всех видов искусства.

Произведения искусства живописи тоже несут в себе определенную идейно - образную концепцию. Но структура художественного образа и форма его выражения имеют здесь свою специфику: они являются зрительно достоверными. Живописец отражает сущность и красоту жизни в формах самой жизни, в богатстве их пластических и колористических качеств, которые он познает в постоянном соприкосновении с природой, с самой жизнью.

Художественная образность в живописи не достигается прямым зрительно достоверным изображением предметов и объектов природы. Создавая картину, художник, конечно, опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в формах выражения. Однако по содержанию картина является итогом многих наблюдений и размышлений. Ее созданию предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник не просто фиксирует отдельные явления, а собирает материал, ищет основу композиции и колорита картины. Следовательно, произведения живописи создаются на основе социального и профессионального опыта: образного мышления, воображения, наблюдательности, умения живописными средствами правдиво воспроизводить натуру, передавать ее конструктивные, объемные, материальные, пространственные, тонально - колористические качества. Без единства этих составных элементов творческого процесса и профессионального мастерства полноценные художественные произведения живописи создать невозможно, к какому бы жанру мы не обратились.

1. Теория живописной грамоты

Реалистическая изобразительная грамота заключается в умении правдиво изображать с натуры формы и краски предметов, объектов или явлений окружающей действительности. Правдиво изображать натуру - это уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объем, материальность, пространственное расположение, приводить рисунок или этюд к цветовой целостности и единству, выявлять характерные особенности изображаемых предметов и объектов, их эстетические свойства и красоту. Все эти качества грамотного реалистического изображения на начальной стадии обучения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов.

Именно натюрморт является особенно ценным объектом изображения для познания основ изобразительной грамоты. Рисунок и живопись натюрморта - это и строгая живописная школа, и творческий эксперимент, где начинающий художник постигает законы цветовой гармонии. Натюрморт называют камерной музыкой живописи. В нем можно проследить мастерство наложения мазков, оценить гармонию колорита и пластику форм. В нем легче и быстрее можно усвоить основные закономерности живописной грамоты - это перспективное и конструктивное построение, светотеневая и цветовая лепка формы, передача материальности и пространственного удаления предметов изображения, тоновая и цветовая целостность, единство и гармония, которые являются общими для выполнения пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека.

Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Только опираясь на прочные теоретические положения профессиональной грамоты, начинающий художник может успешно усвоить практические навыки мастерства и заниматься творчеством.

«Те, кто влюбляются в практику без науки, -- очень верно утверждал Леонардо да Винчи, -- подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи».

Чешский педагог Ян Амос Коменский еще в XVII веке писал: «Все преподавание необходимо нам подкреплять доводами разума, чтобы не оставалось места ни сомнениям, ни возможностям забыть его».

Советский живописец, художник и педагог Д.Н. Кардовский говорил: «...все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения, то есть уметь передавать форму, цвет, свет, характер, движение, пропорции, знать законы этих вещей».

За последнее время вопросу обучения теории изобразительной грамоты уделяется все больше внимания. Издан целый ряд методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения профессионального мастерства: законы светотени, цветовых рефлексов, воздушной перспективы. Однако в содержании этих пособий имеется и существенный пробел. Дело в том, что как бы искусно ни научился студент понимать и замечать изменения предметных цветов в зависимости от освещения, среды, воздушной перспективы, ему трудно стать настоящим живописцем, так как все это далеко не исчерпывает основных вопросов теории рисунка и живописи.

Обучение подлинному мастерству реалистической живописи начинается с того момента, когда художник овладевает методом работы отношениями при специальной постановке зрения на цельность восприятия. Замечательный художник-педагог Д.Н. Кардовский, воспитавший целую плеяду советских живописцев, говорил, что «главное внимание как в постановке, так и в руководстве работой должно быть обращено на то, чтобы вести все преподавание только на нахождении цветовых отношений. ...Нужно все время приучаться мыслить и работать отношениями».

Кроме этого в теоретический курс обучения живописи должны войти и такие вопросы, как господствующая роль рисунка в живописи, воздушная перспектива, законы светотени, правила передачи на изобразительной плоскости объемных, материальных и пространственных качеств изображаемых предметов, умение приводить изображение к тональной и цветовой целостности и единству и др.

3. Роль рисунка в живописи

Под словом рисунок мы подразумеваем ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы. В разных искусствах этот термин употребляется в различных значениях. Например, живописец и архитектор под словом рисунок понимают выражение объемной формы; музыковед, анализируя музыкальное произведение, говорит о мелодическом рисунке; балетмейстер указывает на рисунок танца.

Рисунок присутствует во всех видах изображения. Какую роль играет рисунок в живописи? Можно посмотреть на уже написанный натюрморт и сказать:

- В живописи на первый план выходит передача на бумагу цвета и пространства, а рисунок уходит на второй план. Но сразу возникает вопрос:

- Как начать писать натюрморт не построив линейно - конструктивный рисунок? Занятия начинаются с рисунка, а не с живописи потому, что рисунок является основой изобразительного искусства.

Рисунок как станковое произведение изобразительного искусства или как вспомогательное средство построения изображения является линейно-графическим выражением объемной формы предмета. Живопись базируется на закономерностях цветового построения реалистической формы. Обучение живописной грамоте - это путь изучения способов, приемов и средств построения на плоскости живописной формы, ее пропорций, конструктивных, объемных, материальных и пространственных качеств. В связи с этим каждый живописец должен хорошо владеть рисунком, уметь конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции, объемные, пространственные качества. Гармоническое слияние тона, цвета и рисунка в одно целое -- это и есть настоящая живопись. Без рисунка краски не могут передать даже такие элементарные свойства предметов, как объем, пространство. Нанесенные на холст цветовые мазки, выражающие, например, изменение цвета в зависимости от воздушной перспективы, не могут сами по себе выражать пространственную глубину. Только заключенные в правильную форму, верный перспективный рисунок, пространственные свойства цвета вступают в полную силу, они выражают и пространство, и объем. Если пейзаж не нарисован по правилам наблюдательной перспективы, роль цвета в передаче пространства ничтожна. При оп...

Другие файлы:

Основы живописи
Это техника и практика живописи и рисунка с использованием разнообразных методов, представленных профессиональными художниками. Это одновременно и уче...

Основы рисунка
Серия: Начинающему художнику. Книги серии «Начинающему художнику» вводят читателя в увлекательный мир живописи и графики, в очень доступной и наглядно...

Полный курс рисунка и живописи № 53
Журнал для тех, кто хочет научится рисовать, освоить различные техники и материалы. Состоит из следующих разделов: акварель (гуашь), акрил, масляные к...

Полный курс рисунка и живописи №49
Журнал для тех, кто хочет научится рисовать, освоить различные техники и материалы. Состоит из следующих разделов: акварель (гуашь), акрил, мас...

Полный курс рисунка и живописи №70
Журнал для тех, кто хочет научится рисовать, освоить различные техники и материалы. Состоит из следующих разделов: акварель (гуашь), акрил, мас...