Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Роль личности в истории востоковедения - Конрад Н.И.

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Краткие сведения о жизненном пути Николая Иосифовича Конрада - советского востоковеда, академика АН СССР (1958). Основные труды, научная и исследовательская деятельность Конрада Н.И. Его роль и место в истории развития отечественного востоковедения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Введение в востоковедение»

Направление «Востоковедение и африканистика» 032100.62

на тему: «Роль личности в истории востоковедения - Конрад Н.И.»

Выполнил студент гр. Б5106 - ФЯ

А.А. Иванова

Проверил профессор

А.А. Хаматова

г. Владивосток

2012

Оглавление

Введение

1. Биография Конрада Н.И.

2. Вклад Конрада Н. И. в науку

2.1 Научная деятельность Конрада Н. И.

2.2 Основные труды Конрада Н.И.

Заключение

Список литературы

Введение

Отечественное востоковедение имеет довольно богатую историю. Мировое востоковедение зародилось в Европе в XVIII в. и с тех пор мир видел не мало выдающихся ориенталистов, среди которых был и Николай Иосифович Конрад. Быть востоковедом - значит быть историком, философом, искусствоведом, политологом, экономистом, литератором и конечно же языковедом. Все это включал в себя и Конрад, что говорит о нем как о крайне образованном и умном человеке, так и о выдающейся личности.

Конрад Николай Иосифович основатель русской школы японоведения и ученый, чьи труды до сих пор интересуют все больше и больше людей. Он является не только одним из важнейших исследователей-востоковедов, но и других гуманитарных наук. Судьба многих востоковедов ХХ века была насыщена трудностями и проблемами, и Н. И. Конрад не является исключением, но он один из тех, кто смог пережить эти тяжёлые времена и занять свою веху в истории отечественной ориенталистики.

В связи с развитием стран АТР востоковедение приобретает все больший интерес среди Западных стран и становится одной из актуальных научных дисциплин.

Основная задача этой работы - выявить тот вклад в развитие отечественного востоковедения, который внёс Николай Иосифович Конрад.

1. Биография Конрада Н.И.

Николай Иосифович Конрад - советский востоковед, академик АН СССР (1958). Председатель редколлегии серии «Литературные памятники» (1962--1970). Родился в Риге в семье служащего (по другим данным в д. Жуковка Орловской губернии)1 (13) марта 1891. Окончил японско-китайский разряд факультета восточных языков Петербургского университета (1912) и японское отделение ПВА (Практической восточной академии). Преподавал в Киевском коммерческом институте (1912--1914). Стажировался в Японии (1914--1917), изучал в Токийском университете японский и китайский язык, культуру и классическую литературу Японии. По возвращении на родину вместе с Е. Д. Поливановым некоторое время работал в Наркоминделе РСФСР (перевёл, в частности, на японский язык «Обращение к народам Востока» и «Обращение к трудящимся и угнетенным всего мира»), был тесно связан с Китайским Советом рабочих депутатов в Петрограде.

В 1919--1922 преподавал в Орловском университете, был его ректором. С 1922 преподаватель, с 1926 профессор Ленинградского института живых восточных языков (до 1938). Одновременно преподавал в Географическом институте ЛГУ. В 1934--1936 читал лекции в Институте Красной Профессуры. С 1931 научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, возглавил там работу по изучению японских исторических документов эпохи Мэйдзи, а также занимался вместе с Н. А. Невским составлением японско-русского словаря. В 1934 избран членом-корреспондентом АН СССР.

29 июля 1938 был арестован, обвинён по ст. 58-1а УК РСФСР (как японский шпион). Васильков, Я.В. Указ.соч.с. 496.

Ведшие дело Конрада зам. начальника отдела УНКВД ЛО Голуб, следователь Трухин, нач. отдела Соловьев, сотрудники Гаркавенко, Слепнев и др. систематически избивали его, держали по нескольку часов в «стойке». Конрад дважды отказывался от данных под пытками показаний.

10 ноября 1939 ОСО при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ; отправлен в Канск.

Зимой 1939/40 работал в лагере на лесоповале. Благодаря хлопотам влиятельных лиц (в том числе президента АН СССР В. Л. Комарова) направлен в «шарашку», где работал с китайским и японским языками.

Достоверно известно, что в первой половине 1941 занимался научной работой непосредственно в Бутырской тюрьме, где находился в связи с пересмотром дела. Освобожден постановлением ОСО при НКВД СССР 8 сентября 1941. С тех пор жил в Москве.

Профессор Московского института востоковедения (1941--1950), МГУ. Действительный член АН СССР (с 1958).Милибанд С.Д. Указ.соч. с. 268-271

Научные интересы -- японская классическая и современная литература, социально-экономическая и политическая история японского средневековья, система японского образования, классическая японская и китайская философия, лингвистика. Издал переводы на русский язык ряда памятников японской классической литературы («Исэ-моногатари», «Ходзёки» и др.). Широкую известность получила книга «Запад и Восток» (1966), прослеживающая культурно-исторические параллели и способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. Автор «советского извода» концепции «Восточного Ренессанса».

Как педагог воспитал много учеников, создал ряд учебных пособий. Редактор «Большого японо-русского словаря» (1970), по широте представленного в нем материала до сих пор не превзойденного.

В 1969 правительство Японии наградило Конрада орденом Восходящего солнца 2-й степени. Умер заслуженный востоковед СССР 30 сентября 1970.

2. Вклад Конрада Н.И. в науку

2.1 Научная деятельность Конрада Н.И.

На протяжении всей своей жизни Конрад твердо знал, что восточные языки привлекали его не экзотикой, а, возможно, трудностью для понимания русской душой и умом. Знания латыни позволяли ему заниматься деятельностью в других областях науки, но, тем не менее, он выбрал именно востоковедение.

В 1914-1915 г.г. он проводил этнографические исследования в Корее, результатом которых стали «Очерки социальной организации и духовной культуры корейцев на рубеже XIX-XX вв.»

Н.И. Конрад был оставлен в Петроградском университете для подготовки к профессорскому званию, что открывало ему огромное количество перспектив в науке, но две революции сыграли в его жизни большую роль, но он был готов к переменам. Тогда казалось, что события близки к катастрофе, именно в эти годы Конрад утверждает, что научные проблемы для него на много важнее политических.

Н.И. Конрад познал на себе подлинный творческий успех, заслуженная слава, почести, награды и высшие научные звания не миновали его. На своем опыте он хорошо узнал, что такое «жесткая» система управления, цензура, идеологические рамки, карьеристы в науке, потеря единомышленников и предательство.

В 1921 г. после переезда в Орловскую губернию, публикует свои первые переводы и публикации, которые показали, что в лице Конрада отечественное японоведение приобрело уникального специалиста, там же в Орле он читает лекции по проблемам развития востоковедения. Практически универсальный востоковед-дальневосточник, считавший себя более синологом, Конрад, тем не менее, возглавил советскую школу японоведения. Практически это была школа Конрада - он создавал ее, в ней учил и учился сам.

Конрад неизменно был в центре споров о путях развития востоковедения в СССР. В Петрограде была сосредоточена элита «старого» востоковедения, которая претендовала на монопольное право определять предмет и структуру востоковедения, а так же систему управлении им, стремясь свести роль государства на минимум. В то же время в Москве формируется понятие «нового» востоковедения, основывающегося на марксистской методологии, обращенного, в основном, к проблеме национально-освободительного движения и тесно связанного с политическими интересами государственной власти. Конрад, входивший в элиту «старого» востоковедения все же признавал правомерность существования «нового». Он верил в возможности и видел способы использования культурного наследия Востока для решения конкретной и реально выполнимой задачи, выдвинутой революцией - создания культуры, соответствующей новому общественному строю.

Востоковеды сходились в одном - в основе востоковедения лежит изучения языка. Конрад был благожелательным и щедрым наставником, но был требователен, боролся с тем, что называется «ученические отношения к учебе». А для тех, кто действительно хотел учиться, он не считался временем, подсказывал интересные перспективные темы исследований. Он радовался, встретив в студенте единомышленника, товарища по интересам, человека, способного заниматься научной работой. На своем веку он поддержал немало ученых в их творческом поиске. Многие интересные начинания не получили бы успешного развития без его содействия.

Конрад интересовался коммунистами и их делами, планами, идеями. В начале 30-х гг. в одном из своих выступлений востоковед заявил, что не мыслит работы без участия в ней коммунистов. В коммунистах он видел ту силу, которая помогает в общем научном росте. Также его интересовала проблема общемиров...

Другие файлы:

Очерки по истории русского востоковедения
Русское востоковедение прошло длительный путь развития, в ходе которого были созданы серьезные научные традиции. Лучшие представители дореволюционного...

Академик В.В. Бартольд.Том 9. Работы по истории востоковедения
В 9 том сочинения академика В.В. Бартольда входят его крупнейшие работы по истории востоковедения "Обзор деятельности факультета восточных языков" и "...

Учёные записки Института востоковедения Том IX
Данный сборник посвящен описанию рукописей из коллекций Института востоковедения АН СССР....

Кровь и крест
Италия, XIII век. Разгул инквизиции, на площадях пылают очистительные костры. Молодой и честолюбивый человек по имени Конрад случайно знакомится с изв...

Грузинские рукописи Института востоковедения АН СССР. Выпуск 1
Собрание грузинских рукописей Института востоковедения Академии Наук содержит письменные памятники, представляющие большой интерес для изучения истори...