Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Рококо в разных видах искусства

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Рококо - стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве XVIII века; исследование проблематики стиля в разных видах искусства. История и предпосылки возникновения художественного стиля рококо в архитектуре, скульптуре, интерьере, живописи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Возникновение художественного стиля рококо

2. Художественный стиль в различных видах искусства

2.1 Рококо в архитектуре

2.2 Рококо в скульптуре

2.3 Рококо в интерьере

2.4 Рококо в живописи

Заключение

Список использованных источников

Введение

Рококо - стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин "рококо" возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины - его главный признак. Искусство рококо -- это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного "века" рококо становится "искусство как наслаждение", цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Цель представленной работы заключается в исследовании проблематики художественного стиля рококо в разных видах искусства.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- рассмотреть возникновение художественного стиля рококо

- исследовать стиль рококо в различных видах искусства

В исследовании приведены сноски на первоисточники.

1. Возникновение художественного стиля рококо

Рококо - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый “стиль регентства. С началом нового, XVIII столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году ”короля-солнца” Людовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги, предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Рококо - порождение исключительно светской культуры, ещё уже - двора, французской аристократии, тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее её развитие. Рококо (или рокайль - от названия орнаментального мотива) - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Развивалось главным образом в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в изобразительном искусстве. Рококо получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Рокайль (от фр. rok - скала, утес) - главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов - гротов деталями, имитирующими природные элементы - морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Этим объясняется происхождение название “рокайль”. В последствии этот термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину, камень. В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Рассмотрим подробнее столь необычный и своеобразный стиль в различных направлениях искусства.

2. Художественный стиль в различных видах искусства

2.1 Рококо в архитектуре

Стремления, которым следовали мастера эпохи Регентства, достигают своей полной зрелости в 1725 году, и с этого момента начинается во Франции стиль Людовика XV, стиль рококо в собственном смысле. Утрачивается первоначальный вид архитектурных частей; не только карнизы, но и поддерживающие элементы мало-помалу превращаются в исключительно декоративные мотивы, и внешняя их форма едва намекает на их статическое назначение. Исчезают крупные формы; они становятся все слабее и, наконец, совсем разлагаются, образуя лишь тонкий остов плавно-извилистых рамок и орнаментики. Геометрические очертания, преобладавшие до тех пор в дверях и стенных обшивках, уступают место эластично изогнутым линиям. Сложившись в 20 гг. XVIII века, рококо достигло рассвета в 30-40 - е гг. Это время знаменуется перенесением строительства из Версаля в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Дворянство, которое при жизни Короля - Солнца было привязано к Версальскому двору, теперь ощутило некоторое ослабление королевского надзора. Многие представители знати решили не возвращаться в свои родовые замки в провинции, а поселиться в Париже.

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному участку XVII века пришел городской дом, получивший название «hotel» (отель) - утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из под деспотической опеки королевского двора. Назрела потребность в более камерном, гибком стиле, дававшем возможность лучше приспосабливаться к индивидуальной фантазии, нетронутой классицистическими догмами.

В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца XVII века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась. Художественное знамение этих зданий проявляется лишь во внутренней oтделке. На место пышного великолепия стиль рококо выдвигает здесь кокетливую грацию, в которой с подкупающим блеском выражается необузданная, но вместе с тем изящная и утонченная жизнерадостность. История западноевропейского искусства III - XX вв. М., 1940, 175 с.

Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначены для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Основная идея разделения плоскости пилястрами и рамками, заимствованная из стилей барокко и Регентства, удерживается, но конструктивные элементы и крупные тяги стиля барокко становятся тоньше и нежнее и, наконец, сами получают органическую жизненность, растворяясь в своеобразной орнаментике, которая не передает ни листьев, ни лент, ни фигур, а представляет собой невиданное дотоле разложение.

Также стиль рококо нашел свое применение и развитие даже в устройстве садов, нежели просто в архитектуре. Еще Петр I придавал садам огромное значение. Наряду с архитекторами и скульпторами он приглашал садовников, огородников, мастеров "фантанных дел". В эстетике рококо сформировалась идея живописного парка, пришедшего на смену барочному регулярному ландшафту.

Появление пейзажных парков произвело переворот в эстетике садово-паркового искусства XVIII столетия. Парк обладал особой мягкостью, которая определялась самим характером природы с ее далями - холмами, оврагами, небольшими речушками. И все-таки эстетика сада рококо, предназначенного в большей мере для частной жизни, постоянно изменяла облик прилегающего к зданию ландшафта. Дорожки получают как бы случайные криволинейные очертания. Вода течет свободно, а не по заданным руслам фонтанных аллей. Лабиринты из растений приобретают эстетическое значение, несут в себе символику.

Сад тесно связан с интерьером посредством цветочно-травяной орнаментики декора, больших застекленных окон, галереи, террас первого этажа, широко распахнутых высоких дверей...

Другие файлы:

Общая характеристика стиля рококо
Общее представление о рококо, история появления и основные элементы этого стилевого направления. Средства воплощения его в различных видах искусства,...

Стилизованная прическа в стиле Рококо
Особенности костюма в эпоху Рококо. Расцвет парикмахерского искусства, использование каркасов и париков. Разработка стилизованной прически, отражающей...

Изобразительное искусство. 5 класс
Из учебника «Изобразительное искусство» ученики узнают о том, что такое искусство и какие существуют виды изобразительного искусства, о видах графики...

Изобразительное искусство. 5 класс.
К.: 2013. – 176 с. Из учебника «Изобразительное искусство» ученики узнают о том, что такое искусство и какие существуют виды изобразительного и...

Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства
Изобразительная деятельность. Методы формирования эстетического и художественного восприятия дошкольников. Представление о видах изобразительного иску...