Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Рок-музыка как культурно-онтологический феномен

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Динамика рок-музыки при переходе от маргинальности к мейнстриму. Отчужденность и бунт как экзистенциональные основания маргинализации рок-культуры. Анализ рока как способа видения мира, организации существования человека, как феномена "мягкой силы".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ РОК-КУЛЬТУРЫ

1.1 Культурологическое основание: рок как субкультура

1.2 Экзистенциальное основание: отчужденность и бунт

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА РОК-МУЗЫКИ: ОТ МАРГИНАЛЬНОСТИ К МЕЙНСТРИМУ

2.1 Мировоззренческий срез: рок как способ видения мира

2.2 Аксиологический срез: рок как способ организации существования человека

2.3 Философско-политический срез: рок как феномен «мягкой силы»

РАЗДЕЛ 3. ОХРАНА ТРУДА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Современное состояние общества, культуры в целом исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека. Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность. Современное общество становится более мозаичным, разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной, национальной, политической самоидентификации личности сегодня становится ключевой. Одной из мощных движущих сил этих процессов выступает субкультура вообще, и рок-музыка в частности.

В дипломной работе ставится задача раскрыть культурно-онтологические аспекты рок-музыки. Недаром Билл Клинтон в 2000 г. сказал, что «холодную войну» выиграл Элвис Пресли. Вот почему в избранном ракурсе интересен переход от рок-музыки как маргинального феномена к рок-музыке как мейнстриму.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию молодежных субкультур посвящены работы О. Аронсона [2], Е. Омельченко [59], И. Кона [31], Е. Карцевой [32], М. Оборонко [60], Д. Петрова [64], С. Плаксия [65], З. Синкевич [70], В. Шкурина [85]. В этих работах осуществляется концептуальный анализ того, что из себя представляют молодежные субкультуры. В целом необходимо отметить, что само наличие молодежных субкультур вписано в современную ситуацию мультикультурализма с его тезисом критики всех со всеми и против всех. Субкультуры не только противопоставляют себя традиционному руслу культуры, но также противопоставляют себя друг другу. К примеру, хиппи и панки, битники и яппи.

Отдельного упоминания заслуживают работы Ж. Бодрийяра [4,5], Ф. Броделя [6], К. Вульфа [14], Ж. Делёза и Ф. Гваттари [21;22;15], Р. Кайуа [33], в которых осуществлен анализ той социокультурной действительности, в которой происходило становление молодежных субкультур в 60-е - 70-е гг. Важное значение в понимании феномена молодежных субкультур играют работы Т. Парсонса [66]. В своей работе «О структуре социального действия» Т. Парсонс утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который конституируется из: актера; целей деятельности; социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства. В таком социальном контексте индивиды стремятся к максимальному удовлетворению, а поведение и отношения, достигающие этой цели, становятся институциализированными в систему статусных ролей.

Экзистенциальным срезом зарождения молодежных субкультур выступает проблема бунта. Ее анализом занимались А. Камю [34], Х. Ортега-и-Гассет [61], Н. Луман [42;43], Ж. Маритен [50], Г. Маркузе [51;52], Э. Тоффлер [72;73]. Среди российских ученых назовем Г. Завалько [28], К. Долгова [25], П. Гайденко [18], А. Мельвиля и К. Разлогова [53], Ю. Лотмана [44], П. Кропоткина [39] и др. А. Камю сформулировал тезис «Я бунтую, следовательно, я существую». Именно в бунте человек - единственное животное, способное к бунту, к осознанию своей смертности, свободы и ответственности, - утверждает и свою личную индивидуальность, и общечеловеческую солидарность, и человеческий смысл. Тем самым категория «бунт» из метафоры или узкополитического понятия превращается в важную характеристику человеческого существования.

Социально-философским срезом молодежных субкультур выступает проблема экспансии последних на международном уровне. Этот феномен был выражен в знаменитой концепции «мягкой силы» Дж. Ная [58]. Концепция «мягкой силы» анализируется в работах А. Дугина [26], П. Кутуева [35], М. Шепелева [86], И. Бестужева-Лады [8] и др.

Также экзистенциальным срезом молодежных субкультур выступает проблема отчуждения. Данной проблеме посвящены работы М. Хайдеггера [82], К. Ясперса [88], М. Вебера [12], М. Шелера [87], Т. Адорно и М. Хоркхаймера [78], Ж.-П. Сартра [71], Э. Фромма [76] и др. Среди российских мыслителей выделим труды М. Мамардашвили [54], И. Кона [31], В. Зарубина [27], Н. Амельченко [3], О. Рыбакова [69] и др. Эпоха, для которой характерен радикальный разрыв с традицией, что лишает ее образцов и вынуждает черпать нормативность из самой себя, не может осознавать себя иначе, как через противоречия. Это означает, что «критическая теория», или «критический дискурс», является неотъемлемой частью более общего дискурса модерна. Здесь возникает вопрос о границах критики, предлагаемом исследовании этот вопрос относится к разряду процедурных - он решается каждый раз заново, исходя из предмета критики.

Цель и задачи дипломной работы - раскрыть социокультурные основания и динамику рок-культуры в движении от маргинальности к мейнстриму.

Достижение цели конкретизируется через постановку и решение научных задач:

1. Исследовать рок как определенного рода субкультуру.

2. Показать отчужденность и бунт как экзистенциональные основания маргинальности рок-культуры.

3. Проанализировать мировоззренческий срез рока как определенного способа видения мира.

4. Рассмотреть аксиологический срез рок-культуры как способа организации существования человека.

5. Показать философско-политический срез рока как феномена «мягкой силы».

Объект исследования - рок-музыка как культурно-онтологический феномен второй половины ХХ - рубежа XXI вв.

Предмет исследования - социокультурные основания и динамика рок-музыки при переходе от маргинальности к мейнстриму.

Методология исследования. Методология, используемая в дипломной работе, восходит к принципам историчности, компаративности, и основана на фактологическом, концептуальном и критическом материале, содержащемся в трудах современных философии. Предметно-концептуальный анализ феномена рок-музыки в его социокультурных основаниях и социокультурной динамике осуществлялся с использованием методических возможностей дискурсивных подходов феноменологии, структурализма, философской антропологии.

В ходе исследования получены следующие научные результаты:

- исследовано, что рок как социокультурный феномен представляет собой субкультуру, обладающую чертами контркультуры с эпатажностью, революционностью, ницшеанской максимой ниспровержения традиционных ценностей и др.

- показано, что отчужденность и бунт выступают экзистенциальными основаниями маргинализации рок-музыки, ведущими к личностной идентификации в противовес абсурдности бытия человека;

- проанализировано, что рок-музыка в социокультурном движении от маргинала к мейнстриму посредством коммуникативной, аффилиативной, пролонгической, компенсаторной, аксиологической и идентификационной функций задает определенные координаты видения мира;

- рассмотрено, что рок-музыка выступает в молодежной культуре аксиологическим стержнем организации человеческого существования (идеалы, ценности, установки, ориентиры), переход от маргинальности к мейнстриму в рок-музыке связан с социокультурной динамикой целевой аудитории: бунтарство молодежи трансформируется в ностальгирующий романтизм;

- показано, что в философско-политическом ключе трансформация рок-музыки из маргинального феномена в мейнстрим обосновывается концепцией «мягкой силы», делающей привлекательным образ того или иного государства на международной арене.

Полученные результаты могут использоваться при подготовке учебных материалов по таким дисциплинам как «Культурология», «Философская антропология», «Философия культуры», «Социальная философия», «Эстетика».

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ РОК-КУЛЬТУРЫ

1.1 Культурологическое основание: рок как субкультура

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма. Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняютс...

Другие файлы:

В мире музыки
Содержание:Как говорит музыка? Музыкальный язык.Симфонический оркестр.Музыкальные формы.Музыка и слово.Музыка и движение.Жанры виртуозной музыки.Музык...

Песни нашей юности. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано
Нотное издание. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано.СОДЕРЖАНИЕ:Из вагантов. Музыка Д. Тухманова, перевод Л. ГинзбургаБумеранг. Музыка И. Цвет...

Популярные песни в переложении для баяна или аккардеона. Нотное издание (Выпуск 25)
СодержанияПесня о друге. Из кинофильма «Путь к причалу». Музыка А. Петрова, слова Г. Поженяна Бабье лето. Из цикла песен-баллад «Монологи». Музыка А....

Украинское культурно-национальное возрождение
Феномен украинского культурно-национального возрождения. Выдающиеся писатели, развитие театрального искусства, украинского профессионального театра. Ф...

Место дизайна в системе искусств (по книге М.С. Каган "Морфология искусства"). Онтологический и семиотический критерий. Виды архитектонического творчества
Искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической познавательно-оценочной информации, ее хранению и перед...