Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Реновация китайской традиционной музыки в эпоху Культурной Революции

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Знакомство с историей развития китайской музыки. Особенности реновации китайской традиционной музыки в эпоху Культурной Революции. Пипа как струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Общая характеристика художественной идеологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

китайский музыка культурный революция

Данная работа посвящена китайской традиционной музыке эпохи Культурной Революции, периоду, который занимает очень важное место в истории культуры современного Китая. Этот период можно назвать переломным за счет того, что была произведена попытка искусственно взрастить новую культуру, жесточайшей цензуре, рычаги управления которой были сосредоточены в руках очень узкой группы людей. Период часто воспринимается как очень бедный в культурном плане, т.к. цензура повлекла за собой застой в развитии искусств, в целом и музыки в частности. Отказ от классических произведений и попытка создания новой музыки, предназначенной для пропаганды партийных идей. Период представляет собой очень интересный объект для исследования, как раз за счет искусственного управления процессом творчества ради создания музыки максимально отвечавшей требованиям идеологии того времени и очень показательный в плане прагматичного китайского отношения к музыке.

Работа называется «Реновация китайской традиционной музыки», потому что создававшиеся в этот период произведения, несмотря на то, что назывались «новыми», не были чем-то принципиально новым, авторы опирались на классические произведения, использовали традиционные элементы и структуру, многие произведения являлись адаптациями классических тем под современные реалии. Наблюдается также смешение западной и китайской музыки, начавшееся еще до культурной революции, сильное влияние музыки СССР, который активно содействовал в процессе развития музыкальной культуры этого периода. Интересен сам феномен, совершенно не свойственный западной музыкальной культуре, - использования музыки как «инструмента», для достижения идеологических целей. Несмотря на кажущуюся бедность из-за отсутствия качественной музыки в привычном понимании, данный период при более детальном рассмотрении предстает как достаточно богатый и совершенно уникальный культурный пласт, не имеющий аналогов в китайской истории. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: Во-первых, изучение музыки данного периода необходимо для понимания процесса ее последующего развития. Трансформация музыки, уход от традиций - процессы, наложившие серьезный отпечаток на музыку последующих эпох. Во-вторых, имеет место неразрывная связь контекста эпохи, социальной и политической сфер жизни страны и музыки, таким образом, изучение музыки дает ключ к более полному пониманию социально-политических процессов данного периода.

В-третьих, идея о музыке как о средстве, восходит еще к оркестровой и религиозной музыке древнего Китая, изучение данного феномена важно для составления более полной картины китайского искусства, философии и национального менталитета в целом. Для рассмотрения феномена реновации традиционной музыки в Китае в эпоху Культурной Революции, необходимо понимание, что представляет из себя традиционная китайская музыка.

В ходе работы я использованы материалы книг В. Андлера Музыкальные инструменты Китая, которая предлагает описание всех основных китайских музыкальных инструментов, рассказывает об устройстве и способах игры, а также снабжена наглядными иллюстрациями каждого инструмента. Книги под ред. Г.Шнеерсона - О китайской музыке и Музыкальная культура Китая. Обе книги посвящены развитию китайской музыкальной культуры, в них представлено описание различных музыкальных ансамблей, инструментов, способов игры, структуры китайского оркестра.

Статья Ло Шии Из истории китайских дворцовых оркестров, представляет обзор истории развития традиционной оркестровой музыки и сопутствующей идеологии. Крайне важно при рассмотрении темы данной работы - понимание отношения китайцев к музыке, которое проявляется уже в древности и очень ярко представлено в период Культурной революции. Помогает пролить свет на этот вопрос помогает статья Инь Фалу и Ян Иньлю Наследовать и развивать традиции национальной музыки анализирующая историю развития традиционной музыки с целью понимания как должна выглядеть современная музыка.

Исследования достаточно широко представлено в западной литературе.

Отдельно стоит отметить монографию Цзидун Цая Rhapsody in Red посвященную подробному анализу данной эпохи, господствовавших в культуре того времени тенденций. Рассматривается также и период до начала Культурной Революции, что помогает увидеть предпосылки для появления многих произведений. Такой взгляд важен также потому, что многие произведения созданные в годы до начала Культурной революции, впоследствии перерабатывались под нужды партии. Объектом исследования является музыкальное творчество Китая периода культурной революции, в которое входят в первую очередь оркестровая традиционная и симфоническая музыка и традиционная опера.

Цель исследования - дать анализ музыкального творчества данного периода, В соответствии с указанной целью были выдвинуты следующие задачи:

- Проследить развитие музыки в рамках Культурной революции.

- Выявить основные тенденции и мотивы. Рассмотреть влияние внутренних и внешних факторов.

- Рассмотреть ключевые произведения, на их основе определить основные особенности музыки данного периода.

История развития китайской музыки. Музыка древнего Китая

Музыка всегда составляла важную часть духовной жизни китайского народа. Истоки китайской национальной музыки восходят к глубокой древности. В одной книге, написанной несколько тысяч лет назад, имеется запись, гласящая «Под звуки ударов камня о камень воспроизводились движения диких зверей...» Здесь подразумевается, что первобытные люди после охоты под аккомпанемент каменных пластинок устраивали групповые танцы подражая движениям диких зверей. Помогая усваивать охотничьи навыки, эти танцы вместе с тем отражали радостный подъем, который испытывали эти во время охоты.

Музыка является важнейшим элементом китайской культуры. В полной мере это относится и к древнейшим оркестрам, игравшим роль своеобразного посредника между миром людей и миром духов, между человеком и Вселенной. Постепенно в Китае сформировалось несколько десятков типов оркестров, обслуживающих разные стороны жизни общества. Оркестры в основном были заняты в обрядах жертвоприношения (принесения жертв духам Неба и Земли, духам предков и т. д.), дворцовых церемониях (в том числе в связи с поздравлением императора по случаю праздников, дня рождения и др.). Они также исполняли военную и увеселительную музыку. К военной музыке относится музыкальное сопровождение войск в походах, на поле брани и при возвращении с победой. Увеселительной принято считать музыку, исполняемую на банкетах, торжественных встречах, на представлениях; в гаремах и т. д

В эпоху Шан (XVI-XI вв до н.э.) музыка получила уже значительное развитие. Среди предметов культуры эпохи Шан, найденных при археологических раскопках, имеются ударные музыкальные инструменты: цин (каменный гонг), гу(барабан), до(колокол), сюань (глиняная окарина) и многие другие. Судя по легендам, нетрудно заключить, что тогда уже имелись профессиональные исполнители, которые, накапливая и обобщая опыт и знания широких масс трудового народа в области музыки, сыграли огромную роль в повышении уровня музыкального искусства.

В Эпоху династии Западная Чжоу(XI-VIII вв. До н.э.) императорский двор посылал много чиновников в различные районы страны для сбора народных песен, ставшего в тот период традиционным. Собранные песни передавались императорскому двору. После обработки они превращались в произведения придворного музыкального искусства, в которое частично входило и музыкально-песенное творчество, тогдашней аристократии. Говорят, что дошедшая до наших дней «Книга песен» составлена крупным мыслителем Китая Конфуцием из народных песен и произведений музыкально-песенного творчества аристократии. Во времена династии Чжоу существовала даже специальная музыка для наложниц императорского гарема - фанчжунюэ.

В древнем Китае дворцовые оркестры разных эпох, несмотря на имеющиеся различия, были весьма тесно связаны друг с другом, развивая единую традицию. Что же касается событий и поводов для приглашения оркестров, то, начиная с династии Чжоу (XI в. - III в. до н.э.) до династии Суй (589-618 гг. н. э.), в этом вопросе не было четких границ, не было строгих рамок. При дворе существовал многофункциональный оркестр, который обслуживал все стороны дворцовой жизни, подразделяясь на разные составы. Анализ имеющихся материалов показал, что лишь во время правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н. э) появились специализированные военные оркестры, и только после династии Суй оркестры стали четко подразделяться на три вида: по обслуживанию жертвоприношений, светские и военные. Некоторое представлении о грандиозных масштабах чжоуского придворного оркестра дают результаты раскопок древнего захоронения, сделанных в 1978 году в провинции Хубэй. В одной 40-метровой гробнице очень четко расставлены по трем сторонам света 124 музыкальных инструмента, в заднем ряду в каждой из трех сторон стоят наборы колоколов бяньчжун и каменных пластин бяньцин ( ±ана ) , перед ними располагаются духовые инструменты и барабаны разных типов. В такой оркестр входило более ста исполнителей: только для игры на колоколах бяньчжун нужно было минимум 5 музыкантов. Большая часть найденных музыкальных инструментов могла использоваться для создания мощного оркестра с великолепным звучанием и богатым тембром.

Уже ранний китайский оркестр отражал представления об окружающем пространстве. При дворе императора династии Чжоу им...

Другие файлы:

Китай в годы "культурной революции"
Рассмотрение предпосылок проведения "культурной революции" в Китае. Политика Мао Цзэдуна; движение "хунвейбинов". Усиление власти "прагматиков" и осла...

Совеменная китайская философия
В монографии даётся анализ развития современной китайской философии и общественно-политической мысли начиная с 1930-х годов и до 1976 года. Рассказыва...

Статус Тибета в XVII - XVIII веках в традиционной китайской системе
Настоящая работа посвящена исследованию общих принципов взаимоотношений Китая с внешним миром в эпоху позднего средневековья. Работа состоит из трех ч...

Китайская пейзажная живопись периода Сун
История китайской живописи. Особенности одного из периодов расцвета китайской живописи – Сун. Появление пейзажа в китайском искусстве. Особенности тра...

Предпосылки, ход и результаты "Великой пролетарской культурной революции" в КНР
Создание курса "трех красных знамен" на основе идеологии маоизма. Краткая биография Мао Цзэдуна. Проведение театральной реформы, бесчинства хунвейбино...