Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Разработка декоративного элемента интерьера детской комнаты. Батик

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Обоснование дизайнерских решений. Разработка дизайн-проекта. Выбор и обоснование стиля, цветового и композиционного решений. Исполнение отдельных элементов, технические требования. Проектирование оформительских работ. Технико-экономический расчет.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обоснование дизайнерских решений
  • 1.1 Обзор научно-технической литературы по теме проекта
  • 1.2 Существующие методы решения аналогичных задач в практике дизайна
  • 1.3 Выработка методики решения поставленной задачи
  • Глава 2. Разработка дизайн-проекта
  • 2.1 Анализ конкретного объекта исследования
  • 2.1.1 Ознакомление с техническими требованиями
  • 2.1.2 Изучение особенностей объекта проектирования
  • 2.2 Выбор и обоснование
  • 2.2.1 Стиля
  • 2.2.2 Цветового решения
  • 2.2.3 Композиционного решения
  • 2.2.4 Исполнение отдельных элементов объекта дизайна
  • Глава 3. Проектирование оформительских работ
  • 3.1 Этапы оформления и отделки объекта
  • 3.2 Выбор материала для оформления объектов
  • Глава 4. Технико-экономические расчеты
  • 4.1 На основные материалы
  • Глава 5. Мероприятия по охране окружающей среды и техники безопасности
  • Заключение
  • Список источников и литературы
  • Приложения

Введение

Выбранной темой дипломного проекта является "Разработка декоративного элемента интерьера детской комнаты. Батик".

Цель работы: выполнить дизайн - проект в соответствии с современными требованиями дизайнерской деятельности и выпускной квалификации.

Данная тема актуальна в наше время, так как всё чаще "батик" используется в различных интерьерах. Современная промышленность выпускает огромное количество разнообразных средств и красок, позволяющих работать в различных техниках (холодного, горячего батика, нанесение рисунка специальным маркером и так далее) и на различных тканях (шелк, хлопок). С помощью батика можно создавать неповторимые, поистине уникальные вещи, которые украсят дом, не потребовав больших материальных затрат.

Наиболее характерная особенность батика - так называемое резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Иметь у себя в доме такие вещи очень престижно. Изделия, выполненные в технике "батик", являются авторскими, уникальными работами. Для выполнения столь сложной творческой работы, требуются художественные навыки и умения.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани. Батик - уникален, он удивляет своей непредсказуемостью результата и поиском новых возможностей в технике исполнения картин, оформления интерьеров, декоративные панно, драпировки, исполненные в технике "батик", весьма украшают жилое пространство дома.

декоративный интерьер детский дизайн

Глава 1. Обоснование дизайнерских решений

1.1 Обзор научно-технической литературы по теме проекта

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад.

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: "В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным". Описание очень похоже на современные определения батика.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии ("анбатик" - рисовать, писать). При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Ткань вымачивали, отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке.

Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов.

В Индии этот способ окраски ткани носил название "бандхана" и "лахерия". Китайцы подарили миру шелк и как следствие, - способ его окраски. Техника "лацзе" (узоры воском) очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. В Японии, куда батик попал из Индии или Китая, он назывался "рокэти". Такие ткани использовались для изготовления кимоно. В начале XVII века, благодаря предприимчивым голландцам, батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик становится уделом кустарей-ремесленников.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани.

Самая древняя техника батика - горячий батик (Приложение рис.1). Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько, чтоб не успели застыть во время "пути", наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся. Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов "лепки цветов", сочетая прокрашенные и непрокрашенные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект "кракле" или "кракелюр".

Холодный батик - его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости (Прил. рис.2).

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Смысл его прост - на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити (Прил. рис.3).

Свободная роспись - такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения. В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.

Роспись по-сырому - разновидность свободной росписи. У работ, выполненный "по-сырому" необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Есть несколько видом этой техники.

Техника "шибори" - часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике "шибори" есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например солевой эффект "кракелюр" использование мочевины (карбамид) произвольно разбрасывается по непросохшему красочному слою. После высыхания в местах контакта остаются светлые с разводами места. Карбамид продаётся, как удобрение для комнатных растений или необычный эффект от спирта.

1.2 Существующие методы решения аналогичных задач в практике дизайна

Интерьерные решения из батика могут быть как исключительно декоративными, так и функционально полезными. Так в технике батик могут быть изготовлены картины, панно, портьеры, покрывала, ширмы, перегородки, торшеры и многое другое. Батик в интерьере вносит неповторимый колорит и подчеркивает индивидуальность хозяев жилья....

Другие файлы:

Варианты оформления детской комнаты
Правильная планировка интерьера детской комнаты для значительной экономии средств на перестановках и перепланировках. Подбор интерьера для малышей. Гл...

Дополнения к интерьеру детской комнаты
История возникновения интерьера. Интерьер детской комнаты и ее роль в развитии личности ребенка. Требования, предъявляемые к проектируемому объекту. В...

Дидактические условия и приемы подготовки педагогов-дизайнеров
Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте. Изучение требований к интерьеру детской комнаты для ребенка дошкольного возраста в современ...

Сказочный дизайн детской комнаты
Особенности создания интерьера детской комнаты. Оформление стен сказочными сюжетами или и любимыми персонажами из мультфильмов. Распространенные напра...

170 идей для украшения детской комнаты
170 идей по оформлению интерьера комнаты ребенка, мебель, полки, рамы, фрески, интересные решения и идеи, которые каждый сможет воплотить в жизнь....