Происхождение японских кукол и кукольного театра
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Формирование основных атрибутов японского кукольного театра
- 1.1 Происхождение японских кукол и кукольного театра
- 1.2 Основные детали ниньгё дзёрури
- Глава 2. Кукольный театр в Японии как зрелище
- 2.1 Пространство японского кукольного театра
- 2.2 Японский театр Бунраку
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
- В современной Японии - стране прогрессивных технологий - молодежь далека от традиций прошлого и не испытывает к ним интерес. Самобытная культура народа Японии стоит на грани краха. Об этом сожалеют многие зрелые японцы, но ничего не могут с этим поделать.
- Однако среди молодежи Японии находятся люди, для которых традиции и история своего народа вовсе не пустой звук. Они занимаются ремеслами, изучают искусства, которыми на протяжении тысячелетия жил их народ. Одно из таких искусств - японский театр.
- Японское театральное искусство уходит своими корнями в глубь истории более чем на тысячу лет. Его различные направления и жанры развивались в разное время и в разных социальных слоях общества. Японский театр - уникальное явление японской культуры и достояние японской нации.
- Опираясь на изученные научные источники таких авторов как И.Н. Соломоник, Ю.Л. Кужель, И.В. Жукова, было проведено данное исследование японского кукольного театра.
- Задачи исследования:
- · изучить документы, посвященные истории и развитию японского кукольного театра;
- · проследить история образования театра;
- · выявить особенности представления кукольного японского театра;
- · разобрать типы фигур, используемых для исполнения спектакля.
- Цель исследования: представить особенности традиций японского кукольного театра.
- Предмет: развитие кукольного японского театра
- Объект: кукольный японский театр и куклы театра Дзерури
Глава 1. Формирование основных атрибутов японского кукольного театра
1.1 Происхождение японских кукол и кукольного театра
История появления кукол в Японии уходит корнями в глубокую древность, она связана с национальной религией японцев - синтоизмом, возникшим из соединения культа предков и поклонения силам природы. Посредниками в диалоге с богами выступали жрицы "мико", наделенные, как считалось, необыкновенным даром свыше. Обряд носил магический характер, "мико" возвещали волю богов.
В синтоистском религиозном обряде присутствовал в ряду других некий символ, деревянный жезл, связывающий мир богов с людьми. Позже палочка приобрела форму человеческого тела, а в ее верхней части обозначились черты человеческого лица. Культовое происхождение кукол в Японии очевидно, они появились как обязательный атрибут магии.
"Мико", произнося заклинания, не просто держали перед собой куклу, они манипулировали ею. На глазах у публики мертвая материя оживала, наполнялась жизнью, обретала качества человеческой природы, несла в себе эмоциональный заряд и оказывала воздействие на окружающих. Обычные на вид деревянные предметы становились носителями удивительных качеств, приобретали особые свойства.
Манипулирование куклами вызывало у людей удивление, страх, вокруг служителей культа создавалась атмосфера таинственности. Наблюдая за происходящим, окружающие сами становились участниками чародейства. Причастность к магическому обряду вызывала душевное потрясение. От священного действа до кукольного театра еще предстоял многовековой путь, но первые шаги были сделаны: в лоне культовой обрядности зарождалась театральная стихия, вылившаяся со временем в искусство кукольников.
По мысли О. М. Фрейденберг, куклы в жизни человека встречаются в "пяти ролях: в народном обряде, в священной процессии, в театре, в священном действе и, наконец, в обычае и в быту". И Япония в данном случае не является исключением: здесь кукол родила религиозная обрядность.
Как известно, первое название японских кукол - "кугуцу". Этимология этого термина прояснена не до конца. Большинство исследователей связывают его с древним наименованием дерева или стебля - "куку". Правда, есть версия об иностранном происхождении слова, и в качестве доказательства приводятся названия кукол из языков жителей Передней и Средней Азии, цыган, китайцев и т.д.
О куклах "кугуцу" упоминается в "Словаре японских названий" ("Вамё руйсюсё"), X в., Минамото Ситаго, а еще раньше - в буддийских текстах (VIII в.). А в книге "Новые записи о саругаку" ("Син саругакуки"), 1055 г. - говорится и о кукольниках.
Бытует мнение, что примерно в VII в. из Азии через Корею прибыли первые кукольники, которых местные жители воспринимали как парий. За ними закрепилось название "кугуцу-маваси" ("бродячие кукольники"), поскольку они были вынуждены переезжать с места на место.
Но самые полные данные содержатся в первом, специально посвященном куклам письменном памятнике, принадлежащем придворному ученому Оэ Масафуса (1041-1111), "Записки о кукловодах" ("Кайрайсики"), 1100 г. В заглавии используется слово "кайрай", первое значение которого -- "марионетка" (но это не обязательно кукла, управляемая сверху нитями).
Оэ Масафуса знакомит читателей с бытом и искусством первых кукольников, которые имели немало общего с "северными варварами", поскольку тоже вели кочевой образ жизни. Мужчины промышляли охотой, а женщины завлекали прохожих, устраивали за вознаграждение пиршества и ночные оргии. Эти люди были актерами разностороннего дарования. Они показывали фокусы, пели, танцевали, разыгрывали небольшие кукольные представления. Дни они проводили в развлечениях, а по ночам на фоне горящих костров, под удары барабана исполняли ритуальные танцы.
Подобные сведения приводит и Цунода Итиро, исследующий трактат "Сумка пыли" ("Тирибукуро"), где отмечается большая популярность этих представлений, но и недолгое время их существования.
В X--XII вв. наряду с организованными труппами кукольников существовали и кукольники-одиночки -- "тэкугуцу". В эпоху Камакура (1192--1333) кукловоды постепенно переходят от бродяжничества к оседлой жизни, некоторые из них селятся вблизи синтоистских храмов, как бы подчеркивая традиционную связь искусства и религии. В течение длительного времени искусство кукольников развивалось в лоне синтоистских храмов, три их поддержке и влиянии.
История сохранила описывающие не столь давние времена легенды, связанные с кукольными представлениями, когда последние еще не отделились от магических действий и проходили в синтоистских храмах. Сведения, содержащиеся в различных легендах, не совладают в частностях, но в общем рисуют однотипную картину существования кукольных выступлений в период XV-XVI вв. в рамках религиозной, обрядности. Главными действующими лицами этих легенд являются монах Докумбо и его ученик и последователь Хакудаю.
Согласно одной версии, Докумбо был монахом храма Эбису в Нисиномия, почитался покровителем кукол и пользовался, как считалось, особым расположением храмового божества. После смерти Докумбо никто не мог умилостивить это божество, гнев которого вызвал на море сильный и длительный шторм, не дававший возможности местным жителям
выйти на промысел. Следуя приказу императора, Хакудаю с целью умиротворения разъяренного божества сделал куклу, изображающую Докумбо; более того, он устроил целый спектакль с ее участием. Желаемый результат был достигнут, а Хакудаю - с высочайшего позволения императора - стал бродячим кукольником. Его последние годы прошли в деревне Сандзё на острове Авадзи, где он передавал своё искусство местным жителям.
Вторая версия тоже связана с именами Докумбо и Хакудаю. Но в ней Хакудаю предстает как талантливый учений монаха-кукольника Докумбо, в корыстных целях открывший секреты мастерства монахам другого храма. Это и послужило причиной его изгнания из Нисиномия на остров Авадзи.
С распространением буддизма и появлением по всей стране буддийских храмов труппы кукольников стали избирать местом постоянно обитания районы, находящиеся в непосредственной близости от них. Этих кукольников стали называть "хотокэмаваси" (хотокэ -- Будда), т. е. кукольники из буддийских храмов. А те, кто селился при синтоистском храме Эбису, являвшемся частью большого храмового комплекса Сэцу Нисиномия, звались "эбисукаки". (Культ бога Эбису, одного из семи богов счастья, покровителя богатства и торговли, связан с морским промыслом.) "Эбисукаки", переходя от одной рыбачьей деревушки к другой, показывали представления с куклами, прося у бога Эбису хорошего улова.
Письменные упоминания о куклах встречаются и в XVI в. в дневнике Садафуса, отца императора Го Ханадзоно, а также в дневнике придворной дамы Оюдоно и Мацудайра Иэтада.
Куклы театра Дзёрури поражают своими размерами, выходят за рамки привычных представлений о них, вызывая прямые ассоциации со строением человека. Куклы были в три четверти роста человека. А самые простые - "цумэ" использовались для второстепенных ролей слуг, детей, прохожих. На Востоке, в частности в Китае, с древних времен существовала традиция уподоблять куклу человеку.
Легенды рассказывают: куклы прошлого были настолько жизненны, что их принимали за людей - иногда это приводило к курьезам. Так, однажды выступление мастера-кукловода, Янь Ши перед чжоуским императором Му-ваном (IX в. до н. э.) чуть не окончилось трагедией. Император решил, что перед ним не куклы, а живые люди, осмелившиеся подмигивать его женам. И только находчивость кукловода, разрезавшего ножом с...
Making and Manipulating Marionettes
Книга признанного мастера кукольного театра.Описываются персонажи кукольного театра, этаты изготовления кукол-марионеток: основа, технологии, костюмы...
Режиссерское искусство театра кукол России XX века
В 2011 году исполнилось ровно сто лет с тех пор, как впервые в Санкт-Петербурге Ю. Сазонова-Слонимская и П. Сазонов задумали постановку спектакля «Сил...
Детский театр кукол
История возникновения кукольного театра. Его виды и особенности. Способы управления куклой. Техника изготовления настольной ширмы-телевизора для домаш...
Артисты с грядки
Книга для детей младшего школьного возраста о том, как можно сделать кукол из овощей для кукольного театра....
Куклотерапия. Драматическая психоэлевация
Анализ релаксационной, воспитательной функций куклотерации как способа профилактики дезадаптивного поведения. Этапы работы кукольного театра. Виды (па...