Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Постмодернистские тенденции в русском театре

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Постмодернистское направление в искусстве. Постмодернизм в русском театре и в пьесах русских драматургов. Использование жанровых форм, характер их взаимодействия с культурной традицией. Раскрытие семантики интекстов, участвующих в развитии сюжета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

"Постмодернисткие тенденции в русском театре"

План

Введение

1. Постмодернизм в России

2. Постмодернизм и массовая культура

3. Постмодернизм в русском театре

4. Постмодернизм в пьесах русских драматургов

Заключение

Список литературы

Введение

Постмодернизм возник как попытка осмысления объективно сложившейся историко-культурной ситуации, как совокупность философских, эпистемологических и эстетических представлений, характеризующих специфический способ мировосприятия, картину мира.

Особенности постмодернистского мирочувствия можно охарактеризовать в следующих направлениях:

- Постмодернизм - это иррационализм. Мир ощущается как хаос, конгломерат, лишённый причинно-следственных связей. Мир фрагментарен и неупорядочен, а значит, не может быть постигнут естественными науками или традиционным формализованным аппаратом логики системной философии.

- Постмодернизм - крайняя форма нонконформизма - подразумевает отказ от любой традиции, любого общепризнанного авторитета, любой системы взглядов, объясняющей и тотализирующей представления о реальности. Постмодернистский субъект «децентрирован» (термин Лакана) - то есть изначально разорван, смятён и лишён целостности. Человек духовно и социально зависим, мышление его подчинено идеологиям, суммам представлений, создающим мистифицированную картину мира. Человек не тождествен самому себе, своему сознанию. Эти положения получили в постструктурализме (на который постмодернизм опирается) название «смерть субъекта». Частным случаем смерти субъекта, принципиально важным для постмодернистского искусства как целостного эстетического феномена, стала «смерть автора» (то есть носителя специфического своеобразия авторского слова).

Отечественный теоретик постмодернизма И. Ильин пишет: «Общая концепция смерти автора восходит, в своём первоначальном варианте, к структуралистской теории текстуальности, согласно которой сознание человека полностью и безоговорочно растворено в тех текстах, или текстуальных практиках, вне которых он не способен существовать.

Человек существует лишь в языке, или, если быть более корректным, способен себя выразить лишь через навязанный ему родителями, школой, средой, а затем и идеологическими структурами общественных институтов стереотипы общепринятых словесных и мыслительных штампов».

Всё может быть рассмотрено как текст: человек, культура, общество, история, ведь сознание человека тождественно тексту как единственному способу фиксации сознания. Эта точка зрения - продолжает Ильин, - «привела к восприятию человеческой культуры как единого интертекста, который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста». Вследствие интертекстуальности (как самосознания художника, неявной авторской позиции и как характеристики мира) индивидуальный авторский текст растворяется в явных или скрытых цитатах.

Пишу, значит цитирую. Постмодернистское искусство работает со всей совокупностью культурного наследия, с «покрытой» текстом действительностью. Условная «художественная ценность» цитируемого неважна, всё может стать предметом сколь угодно глубокой художественной рефлексии - от великих философских систем прошлого до самых примитивных продуктов массовой культуры. Парадоксальным образом смерть художника совпала с моментом абсолютной свободы творчества: впервые в истории можно делать что угодно с чем угодно; для постмодернистского искусства равно нет ни эталонов, ни оснований, нет ничего низкого или святого, нет ненормативного предмета и ненормативного приёма.

1. Постмодернизм в России

Ситуация в России имеет свои особенности. Национальная специфика русского постмодернизма определяется советским прошлым. На Западе развитие художественных практик и параллельной им теоретической мысли шло достаточно равномерно. В сфере гуманитарного знания постструктуралистская парадигма необходимым образом сменила структуралистскую, в сфере художественных практик многочисленные модернистские течения породили пограничный абсурдизм, затем пришло собственно постмодернистское искусство.

Советское общество оказалось в значительной степени изолированным от движения европейской и американской научной и художественной мысли - вследствие насильственной идеологической замкнутости и государственного монополизма в культуре. Да, влачили полуподвальное существование отдельные постмодернистские и предпостмодерниские художественные тексты - к примеру, проза обэриутов, творчество московских концептуалистов. И всё же эти (и не только эти) явления не получали публичности, в лучшем случае оставаясь частным достоянием не допущенной к производству дискурса интеллигенции.

Соответственно, из ничего не вышло ничего: теории искусства не создаются на пустом месте. В открытом обществе Запада постмодернизм сформировался как очередной товар на рынке теорий, стилей, идеологий. В разваливающееся закрытое общество Советского Союза постмодернизм пришёл как гуманитарная помощь. Новая, постсоветская Россия оказалась неподготовленной к постмодернистскому искусству. Русская культура, естественно, испытала процессы, предшествующие тотальной смене картин мира и парадигм, но шли эти процессы подспудно.

Первым следствием неожиданной публичности конца 80-х - начала 90-х, этой социокультурной революции, стало ошибочное ощущение постмодернизма как «чужеродного» и «провозглашённого». Второе следствие - необычное дробление русского постмодернистского искусства на «наивное» и «схематичное», практически без промежуточных форм. В целом это явление можно назвать зазором между теорией и практикой.

Многие современные художники-постмодернисты Запада выступают и как теоретики собственного творчества. Высокий художественный уровень произведения дополняется высокой степенью теоретической рефлексии. В России всё не совсем так. У «схематичных» производителей искусства (допустим, у поздних концептуалистов) ощутим сдвиг в сторону теоретического осмысления собственного продукта - упаковка важнее товара. Это создаёт благоприятную почву для различного рода спекуляций, завязанных на позиционировании каких-либо произведений искусства как постмодернистских - читай, модных. Постмодернистские по букве (то есть использующие наработанные за полвека схемы, рецепты, выхолощенную стилистику или набор «штучек»), эти произведения по духу относятся к массовой культуре (то есть основываются на упрощённых, усреднённых представлениях).

Появление такого рода продукта - следствие равно авторской нечистоплотности и спроса, которым пользуется вульгарный схематичный постмодернизм у неподготовленной аудитории.

Напротив, у «наивных», теоретически несознательных постмодернистов баланс смещается в сторону собственно художественного текста, не осознаваемого как постмодернистский. Имеет место даже определённый эстетический консерватизм теоретизирования, не сочетающийся с радикальностью художественного метода этих авторов. Именно так сложилась ситуация в постсоветском театре, именно произведения «наивного постмодернизма» оказываются в сфере нашего внимания.

Третья особенность русского постмодернистского искусства напрямую связана с ситуацией его появления. Заметим, что на Западе осмысление постмодернизма как эстетического феномена началось на примерах абсурдистской прозы, французского антиромана, нового латиноамериканского романа - то есть самых сложных, интеллектуально насыщенных произведений литературы середины века.

Постмодернистская теория и чистое постмодернистское искусство семидесятых-восьмидесятых выросло на дрожжах позднего авангарда. А в России постмодернизм зародился одновременно с тотальным проникновением продуктов западной массовой культуры на рынок развлечений. Постмодернистское мироощущение возникло, прежде всего, как реакция на импорт массовой культуры. Негативный пафос, особенно сильный в русском постмодернизме - пафос игрового разоблачения мистификации, осуществляемой воздействием медиа на общественное сознание. Условимся впредь называть постмодернистское произведение искусства с центром тяжести, смещённым в сторону массовой культуры, произведением высокого китча. «Высоту» эту порождает эксплуатация самых разных (вплоть до собственно китча) слоёв массовой культуры для решения постмодернистских художественных задач.

2. Постмодернизм и массовая культура

Классическое утверждение «спрос рождает предложение» в современной ситуации требует уточнения. Процесс двусторонний: предложение тоже рождает спрос. Эту диалектичность производства-потребления надо иметь в виду, когда речь заходит о массовой культуре.

Несомненно, появилась массовая культура как удовлетворение определённых потребностей. Очень точно пишет об этом В. Беньямин в книге «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»: «Страстное стремление «приблизить» к себе вещи как в пространственном, так и человеческом отношении так же характерно для современных масс, как и тенденция преодоления уникальности любой данности через принятие ее репродукции. Изо дня в день проявляется неодолимая потребность овладения предметом в непосредственной близости через его образ, точнее - отображение, репродукцию. Освобождение предмета от его оболочки, разрушение ауры - характерная черта восприятия, чей «вкус к однотипному в мире» усилился настолько, что оно с помощью репродукции выжимает эту однотипность даже из уникальных явлений. Так в области наглядного в...

Другие файлы:

Павел Мочалов
В настоящем издании представлен биографический роман о П.С. Мочалове (1800-48), российском актере, крупнейшем представителе романтизма в русском театр...

Не только о театре
Книга «О театре», которой было предпослано это обращение четыре года тому назад, к удовольствию автора, полностью разошлась.Она вызвала ряд одобритель...

О театре: В 4 т.
П.А.Марков - известный советский историк театра и театральный критик, режиссер, педагог. В четырехтомник его избранных сочинений о театре вошли его кр...

Способы передачи мимики и жеста в английском и русском языках (на материале повести М. Твена "Принц и нищий")
Современные тенденции при изучении лексико-семантической группы как способа концептуализации внеязыковой действительности в формировании языковой моде...

Объемно-пространственные конструкции как архитектоническая основа сценического пространства
Тенденции развития сценографии. Художественное единство декораций спектакля и техники сцены. Применение объемно-пространственных конструкций. Проблема...