Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Портретисты первой половины XIX в.

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Портрет в творчестве О. Кипренского и раннего В. Тропинина. А. Венецианов - создатель галереи крестьянских портретов, его идейно-эстетическая позиция. Профессиональные навыки портретиста, самостоятельный подход к портретной живописи К. Брюллова.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Реферат

по дисциплине

Основы русского искусства XIX - нач. ХХ ВЕКА

"Портретисты первой половины XIX в. "

Выполнила: студентка 3 курса,

история искусств

Белобородова И.В.

Приняла: Мутья Н.Н.

Санкт-Петербург 2013

Оглавление

  • Введение
  • 1. Портрет в творчестве О.А. Кипренского
  • 2. Портретная живопись в творчестве раннего Тропинина
  • 3. Портретная живопись в творчестве А.Г. Венецианова
  • 4. Портрет в творчестве Карла Брюллова
  • Заключение
  • Список использованной литературы:

Введение

Первая половина 19 века - яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие "академизм" стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.

Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII-XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, - утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.

В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода - первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.

Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный "Русский музеум" П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало, тем не менее, возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.

Выдающимися достижениями в русском искусстве начала 19 века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты.

1. Портрет в творчестве О.А. Кипренского

"Первая четверть XIX века ознаменовалась в искусстве созданием романтического портрета. Основная линия развития русского романтического портрета прошла в творчестве О.А. Кипренского, раннего Тропинина и раннего Венецианова".

Ярче всего этим черты проявились в творчестве О.А. Кипренского (1782-1836). В людях, которых он портретировал, его более всего занимает жизнь души, оттенки душевного состояния, он стремиться уловить мгновения особой душевной сосредоточенности, вдохновенного порыва. Он смотрит на человека не испытующе, а понимающе, сочувственным взглядом. Стремиться к образу цельной, гармоничной личности, к образу человека чувствующего, даёт верное изображение многих своих прославленных современников.

Ему принадлежит вдохновенный, красочный портрет гусара Е.В. Давыдова (1809) . В этом портрете проявляется сильный цветовой аккорд. Яркая киноварь мундира, белизна чакчир, золото и серебро шитья в окружении глубокого бархатистого сумрака предгрозового пейзажа. Здесь, сочетание напряжённого цветового решение и романтической нестройности пейзажа, придают всему облику молодого гусара внутреннюю энергию и вместе с тем одухотворённость, гармонирую с оттенком меланхолической задумчивости, на его бледном лице с чистым, открытым лбом. Перед нами характерный для той поры образ воина - защитника Отечества, защитника национальной свободы.

В портрете юного Челищева проявление контраста света и цвета выражает трепетность внутренней жизни ребёнка, всем существом внимающего, открывающийся перед ним мир. Ровесника нового века, его легко представить тем юным ревнителем славы старших братьев, каким рисовал А.С. Пушкин своего лицейского сверстника в дни Отечественной войны 1912 года. Романтические искания, освобождая жизнь от классического ригоризма, открывают новый этап развития реалистических начал. Портрет Челищева - один из первых в русском искусстве подлинно детских портретов, где специфика детского возраста дана как нечто, имеющее самостоятельную ценность и своеобразие.

Особенно хороши женские портреты Кипренского. Понимание неповторимого своеобразия человеческой личности ощущается в женских портретах, до Кипренского, как правило, более традиционных, более подчинённых той или иной идеализирующей концепции, эстетическому канону, нежели портрет мужской. Образы женщины, созданный Кипренским, имеет глубокие русские корни. Это высокий образ русской женщины, обаятельной женственной, но вместе с тем порывистой, деятельной, был увековечен в лучших портретах Кипренского, в его Растопчиной, с её задумчивым взором, как бы излучающим кроткий свет, трогательно-грустной Авдулиной, в приветливой Хвостовой.

Например, портрет Е. С Авдулиной (1822) . Он поражает изысканной тонкостью живописи, ювелирной отделкой деталей и вместе с тем его красота какая-то холодная, лишённая душевного трепета. Портрет скорее именно поражает, даже восхищает мастерством письма, нежели волнует. В меланхолическом образе молодой женщины, томимой собственной бездеятельностью, нет и тени сердечности и прямодушия Растопчиной, доверчивости Хвостовой и её внутренней мягкости, соединённой с нравственной силой. В портрете Хвостовой "модель обращалась к зрителю с взглядом, полным ожидания сочувствия, она была готова раскрыть навстречу этому сочувствию своё сердце". Особенно ярко русские корни просматриваются в портрете Н.В. Кочубей. Приветливый взгляд девушки притягивает, в нём угадывается живость, готовность откликнуться на голос другого. Домашний костюм, развязанные тесёмки ворота и выбившаяся прядь волос, придают её облику простоту и естественность - черты напоминают пушкинскую Татьяну. Но примечательно, что и в домашней обстановке человек сохраняет благородный и возвышенный характер и в этом глубокое отличие портрета Кипренского от немецких портретов с их самодовольным мещанским уютом. Образ очаровательной русской девушки воплощён Кипренским в форме типичной для русского искусства. В портрете Кипренского всё дышит естественностью и милой простотой.

"Таким же замечательным мастером, как в портретной живописи, Кипренский предстаёт в многочисленных портретных рисунках, принадлежащих к наиболее интересной и ценной части его творческого наследия. По сути дела, именно Кипренский стал создателем этого нового для его времени жанра. В этой области он не имел прямых предшественников. В руках Кипренского карандашный портрет, поднятый им на огромную художественную высоту, приобретает значение вполне самостоятельного, законченного жанра, получившего вслед за тем широкое распространение в русском искусстве".

В период Отечественной войны Кипренский создаёт большой цикл портретных рисунков, ныне воскрешающих перед нами целую галерею действующих лиц исторической драмы - от прославленных его участников до оставшихся безымянными. К такому жанру относиться Портрет А.Р. Томилова.

Начиная с 1822...

Другие файлы:

От Средневековья до наших дней
Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII...

Русское искусство первой половины XIX века
Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез к...

В поисках звезды заветной. Китайская поэзия первой половины XX в.
Сборник объединяет произведения тридцати девяти наиболее известных китайских поэтов первой половины XX века — от Хуан Цзуньсяня, Цю Цзинь и Су Маньшу,...

Экономическое развитие России первой половины XIX века
Экономическое развитие России в первой половине XIX века. Особенности промышленного переворота. Современная историография отмечает, что для экономичес...

Концепции, теории юриспруденции России первой половины ХIХ века
Общая характеристика юриспруденции России первой половины ХIХ в. Концепция русского легитимизма Н.М. Карамзина, юриспуденция М.М. Сперанского. Теория...