Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Понятие и происхождение Возрождения

Тип: доклад
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Возрождение - период в истории европейской культуры, получивший свое определение через отношение к другой эпохе, античности. Католическая церковь как твердыня средневекового мировоззрения. Культура эпохи Возрождения, ее наиболее яркие представители.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Понятие и происхождение Возрождения

возрождение культура католическая церковь

Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядах на человека произошли в эпоху Возрождения. Возрождение (Ренессанс) - термин, принятый для обозначения периода в культурном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-- XVI века, в других странах -- конец XV--XVI века).

Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стало городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. Эта новая культура возникла в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпоху возникновения национальных государств и подрыва духовной диктатуры католической церкви - главной твердыни средневекового мировоззрения. Это и предопределило революционный характер переворота в области науки и культуры, которым явилось Возрождение.

Возрождение - период в истории европейской культуры, получивший своё определение через отношение к другой эпохе, античности. Целое тысячелетие, прошедшее от падения Римской империи (IV--V вв.), сочли тогда бесплодной паузой в развитии человечества. Её назвали Средними веками. Пробуждение интереса к древним классическим образцам было воспринято как знак обновления. Понятие «возрождение» (ит. rinascita) ввёл историк искусства XVI в. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Он утверждал, что живопись, скульптура и архитектура со времён античности пришли в упадок, низверглись «до крайней своей гибели»; но, так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые, как человеческие тела, родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусства и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». В середине XIX в. в культуру вошло французское слово «Ренессанс» (Renaissance - «Возрождение»), характеризующее эпоху, последовавшую за Средневековьем.

Первый исследователь эпохи - швейцарский философ и искусствовед Якоб Буркхардт, автор книги «Культура Италии в эпоху Возрождения» Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения : Опыт : [Пер. с нем. / Вступ. ст. и коммент. К.А. Чекалова; Послесл. А.Е. Махова, с. 474-509]. - М. : ИНТРАДА, 1996. - 523, [4] с. : ил. (1860 г.), - представлял Ренессанс как время решительного разрыва со Средневековьем, освобождения от христианского догматизма. С Буркхардтом начали спорить ещё в конце XIX в. Доказывали, что он преувеличивал новизну эпохи и степень её отказа от средневековых ценностей; что Возрождение не было антихристианским даже в своём утверждении идеала светской культуры. В одном Буркхардт, безусловно, прав: эпоха Возрождения началась с того, что признала способность человека быть творцом, художником.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.

Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких, как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «стилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному - даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства».

Иная точка зрения была высказана ученым П.О. Кристеллером Кристеллер П.О. Ренессансный образ мыслей и его источники (перевод с нем. на англ.), Н.-Й., 1979., который полагал, что гуманисты были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

Главные перемены происходили в сфере сознания, образования и творчества. В пределах старого мира рождался новый человек. (С него и начинается Возрождение.) Место его рождения не вызывает сомнений - Италия. Сроки устанавливают чаще всего в промежутке между 1300 и 1350 гг. Иногда дату называют с точностью до месяца и дня: 8 апреля 1341 г., на Пасху. В этот день на Капитолийском холме сенатор Рима увенчал лаврами великого Франческо Петрарку. Такая церемония чествования поэта существовала в античной древности, но уже много веков не возобновлялась. Петрарка возложил венок на алтарь главного римского храма - собора Святого Петра. Античный ритуал совершился в новом обрамлении: поэт предлагал не вернуться к античности, но соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Мерилом времени, которое прежде мыслилось подвластным Богу, становится история человеческих дел. Это смело и ново, хотя осознаётся скорее как одно из следствий возрождаемой античной мудрости: человек есть мера всех вещей. В Средние века были очень распространены сочинения на тему «О презрении к миру», что означало и презрение к человеку. На смену приходят трактаты и речи иного содержания - «О достоинстве человека». Центр мирового устройства сместился в умах по направлению к личности, баланс сил нарушился в её пользу Шайтанов И. Литература эпохи Возрождения / И. Шайтанов // Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения до Гёте и Шиллера / гл. ред. М.Д. Аксенова. - М. : Авнта +, 2000. С. 391.

Баткин Л.М. в своей работе «Итальянское возрождение в поисках индивидуальности» говорит о том, что «само Возрождение «не могло» достроить героическое и натуралистическое понимание индивида до понятия личности. Это вообще не было его задачей. Идея личности, не прорываясь во «внешнюю речь» Возрождения, остается всецело моментом внутренней его речи, в которой слиплись (одномоментны) античный, средневековый и новоевропейский культурные смыслы. А именно: «благородство» индивида, его «универсальность», его отличие от всех других индивидов, его «природность», его «божественность», его «бренность», «вечность», земная «слава», «доблесть», «фортуна» и пр. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Отв. ред. С.С. Аверинцев; АН СССР. - М. : Наука, 1989. С. 67

Баткин пишет, - «это мышление как бы одними предикатами. Логический субъект подразумевается с тем большей интенсивностью, что он не называется, не определяется. Предикатами буйно обрастает пустое место. Но место не пустое, оно -- нечто, что порождает предикаты - оно их возможность.

Неполнота, неготовность, неявность ренессансной личности, строящей себя (культурологически) с краев и по частям,-- не какая-то ее неполноценность, «незрелость» в сравнении с личностью Нового времени. Напротив, именно в этом -- исторически-особая зрелость и мощь, то, что делает ее «титанической», «безграничной», словом, ренессансной» Баткин Л.М., С. 68.

Индивид отпадает от внешнего мира. Больше нет его естественной включенности изнутри в мировой порядок вещей. Нет слияния с этим макрокосмом или уподобления ему. Это означает, что индивид попадает в положение отстраненного наблюдателя. Натурфилософия становится гносеологией, т. е. учением об «отношении субъекта к объекту». До XVII в. не слыхивали ни о каком «объекте». Возникает наука в современном смысле слова, руководствующаяся критериями «научности». До XVII в. под наукой понимали осведомленность, ученость, но понятия не имели ни о какой «научности» и ее строгостях.

В культурном же плане (и, в частности, в нравственном) отделение человека от внешнего мира парадоксально означает, что отныне на индивида ложится тяжкая личная ответственность за этот мир Баткин Л.М., 68.

Отделившись от внешнего мира, личность тем самым устанавливает с ним некое своеобразное и эффективное отношение. Внешний мир в ней овнутряется. А ее внутреннее состоит не только в мыслях и выражается не только словами. Срабатывает обратная связь. Личность есть, конечно, рефлексия; но благодаря суверенности личность онтологична. Личность есть последняя истина своего существования. О своеобразии личности можно, судить по ее отношениям с миром, развивающимися биографически, по свойственному только ей способу отвечать на вызов обстоятельств, короче, судить, ничего непосредственно не зная о рефлексии, но исходя из фактов. Ибо это -- в случае с личностью -- всякий раз сросшиеся с нею, относящиеся только до нее, насквозь индивидуальные факты.
С этой точки зрен...

Другие файлы:

Культура эпохи Возрождения Италии
Понятие и происхождение Возрождения. Философия итальянского гуманизма и политическая философия. Ренессансный платонизм. Вера в сверхвозможности челове...

Наука Эпохи Возрождения
Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободо...

Великие создания мастеров Возрождения
Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возро...

История искусств. Том 2
Зодчество. Живопись. Ваяние.Роскошно иллюстрированное издание.Италия в эпоху Возрождения. - Нидерланды в эпоху Возрождения. - Испания. - Германия в эп...

Основные идеи и направления философии Возрождения
Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне разви...