Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Поиски бессмертия даоссами

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Концепт бессмертия, исследование его роли и значения в культуре Китая, основное содержание сказания и представления о бессмертных. Исследование данного явления в контексте даоситских доктрин о мире и душе, поиск методов его достижения человеком.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

бессмертие даоситский сказание

Актуальность темы. Жизнь человека является главной ценностью современной цивилизации, равно как собственная жизнь является главной ценностью для любого человека. Деятельность любого государства, в том числе и научная, направлена на сохранение и продление жизни своих граждан, защиту граждан от внешних угроз и повышение качества их жизни. Рамки этой деятельности являются не только экономическими, но и интеллектуальными, духовными. В перспективе, таким образом, подразумевается доведение качества человеческой жизни до высшего - практического бессмертия. Такая ситуация вокруг человеческой жизни возникла исторически сравнительно недавно, но сама идея всегда существовала, в том или ином виде.

В наши дни, на рубеже веков, наука, особенно методологическая ее часть, переживает процесс смены, трансформации научной парадигмы. В первую очередь это касается философии. Явные изменения начинаются с изменения статуса философии как науки, традиционно определяемой как наука о наиболее общих принципах и законах развития бытия и познания, изучающая систему взаимоотношений «мир - человек».

Исследование концепта «бессмертие» в эпоху современного глобального кризиса актуально, как способное дать ответ на вопросы, относящиеся к перспективам развития нашей культуры. Это следует, во-первых, из динамики статуса философии как сферы исследования с точки зрения незаинтересованного наблюдателя (сюда можно отнести как носителей обыденного мировоззрения, так и представителей далеких от философии научных дисциплин).

Во-вторых, такой вывод можно сделать, наблюдая процесс детализации, разложения философского знания на даже и не относящиеся, по сути, к философии детали. Повышение роли практической полезности над теоретической ценностью результатов исследования приводит к поиску новых, зачастую пограничных тем исследования. Таково состояние культуры вообще и философии в частности на сегодняшний день.

В развитие концепта «бессмертия» значительный вклад внес Китай. В современном мире концепт «бессмертие» в философии Древнего Китая исследуется в основном по материалам конфуцианской философии и даосистской философии. При этом значительное внимание уделяется эволюции взглядов на бессмертие в китайской культуре. Вместе с тем многообразие походов к этому концепту в китайской культуре и философии требует обобщения. Именно поэтому для исследования была выбрана данная тема работы.

Таким образом, главной целью исследования является изучение процесса поиска бессмертия в классическом Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть концепт бессмертия и его роль в культуре Китая;

- изучить сказания и представления о бессмертных;

- проанализировать бессмертие в контексте даоситских доктрин о мире и душе;

- исследовать поиск методов достижения бессмертия даосами.

Объектом исследования является концепт бессмертия.

Предметом исследования является поиски бессмертия в классическом Китае.

Методами исследования является сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, научная абстракция, обобщение и другие.

1. Понятие бессмертия в китайской философии и культуре

1.1 Концепт бессмертия и его роль в культуре Китая

Конечность существования во времени - принципиальное свойство не только живых организмов, но и любых систем. Из законов природы и того обстоятельства, что каждый объект обязательно взаимодействует с окружающей средой, следует постоянная изменчивость всякой системы; изменения накапливаются, и она рано или поздно по своим основным свойствам перестаёт быть собой. В биологии таким ключевым свойством считается факт жизни (несмотря на неоднозначность самого этого понятия) и факт генетической идентичности организма до изменения и организма после него. Например, во время деления клетки образуются две новых, полностью схожих с родительской; хотя старая клетка может вскоре погибнуть из-за механического износа и химических повреждений, дочерние клетки сохранят её ДНК. Это позволяет говорить не только о смертности или бессмертии организмов, но и об аналогичных свойствах клеточных линий - множества копий одной клетки [13, с. 126].

На уровне философии и культуры бессмертие нашло свое отражение в бесчисленных проявлениях.

Изучая историю китайской - а особенно древнекитайской - философии, практически невозможно провести четкую границу между собственно историей философии, историей культуры и историей религии. Отдельно друг от друга эти компоненты можно рассматривать только путем абстрагирования, которое может принести к искажению общей картины, общей панорамы китайской мысли. Даже если попытаться вычленить из нее собственно философский аспект, основные его категории будут аналогичны важнейшим смысловым точкам китайской культуры и религии. Понятия (хотя в контексте китайской мысли уместнее говорить не о понятиях, а о символах или смыслообразах) Дао, полярностей «инь» и «ян», Великого Предела Тайцзи, «благородного мужа», «совершенномудрого», «недеяния», «человеколюбия», «справедливости», «ритуала», Неба и Земли, Поднебесной и, наконец, рассматриваемое понятие бессмертия - являются общими для всех направлений китайской мысли, объединяют ее философский, художественный и религиозный аспекты в единое синтетическое целое.

Постановка проблемы бессмертия в китайской мысли не имеет точной датировки. В китайскую философию эта проблема пришла, видимо, из архаической эпохи. Истории о бессмертных появляются задолго до формирования основных направлений древнекитайской мысли - даосизма и конфуцианства. Испокон веков смерть осознавалась как нечто недолжное, негативное, отрицательное, как то, что можно, нужно и должно быть преодолено. Поэтому проблема преодоления смерти стала одной из основных как для китайской философии, так и для всей китайской культуры в целом.

Проблема достижения бессмертия волновала людей Поднебесной с древнейших времен. Традиционная мифология и литература изобилует рассказами об отшельниках, алхимиках, занятых поисками эликсира долголетия. Существовали легенды о священных плавучих горах - островах бессмертных, жизнь, которых была весела и счастлива. Многие цари и императоры - циньские цари Вэй-ван и Сюань-ван; яньский царь Чжао-ван - вдохновленные ими, снаряжали морские экспедиции на поиски этих снадобий и островов. Позднее, еще более масштабные поиски были осуществлены императорами Цин Ши - Хуаном и ханьским У-ди [12, с. 25].

1.2 Сказания и представления о бессмертных

В народной среде очень популярными были сказания о бессмертных, живших или появлявшихся на время среди обычных людей, которым поклонялись как божествам. Особой любовью и почтением пользовались так называемые «восемь бессмертных» - Чжунли Цюань, Чжан Голао, Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Хань Сян, Цао Гоцзю, Лань Цайхэ и Хэ Сяньгу.

Есть в китайской (даосской) мифологии повествования о Басянь или Пасянь - о восьми героях, ставшими символом удачи и бессмертия, достижение которого - результат постижения дао («пути»).

Первым из них, стал ученик основателя учения дао Лао-Цзы, - Ли Тегуай («железная клюка»). Став бессмертным, он совершил путь к священной горе. Возвратившись, он обнаружил свое нечаянно сожженное кем-то тело. И пришлось ему, к его великому сожалению, войти в тело бродяги. Бродяга умер от голода и был хром. Как не хотел он продолжать свое существование в этом убогом теле, которое вызывало у Ли сильное отвращение! Но учитель Лао смог убедить Тегуая оставаться живым, подарив ему железную клюку.

Второй из бессмертных, которого приобщил к даосскому учению уже Ли Тегуай, - Чжунли Цюань. Расколовшая стена его жилища, раскрыла ему наставления о бессмертии, следуя которым, он его достиг. Вняв наставлениям, Чжунли на облаке взлетел на небо, где стал вестником для богов. На изображениях Чжюнли Цюань предстает всегда толстым, длиннобородым и лысым.

Наиболее популярен среди бессмертных - основатель множества сект в Китае - Люй Дунбинь. Его путь в горы, как повествуется в мифах, стал следствием вещего сна о тщетности всего земного.

Люй Дубинь взял на небо своего ученика, ставшего бессмертным, - Хань Сян-цзы. Люй показал ему там дерево (персик), на котором росли плоды бессмертия.

Бессмертного Тан Ханя отличало то, что его всегда изображали либо с персиком в руках, либо с флейтой или букетом цветов.

Следующий бессмертный, брат императрицы Цао (эпоха Сун) - Цао Гоцзю. Чтобы вести подвижнический образ жизни, он однажды покинул императорский двор и ушел в горы.

Еще одним вечно живущим героем из мифов нам предстает старец Чжан Голао. Он живет во времена правления императрицы У (Танская династия).

Бессмертный Лань Цайхэ представляется китайцам в образе девушки, или мужчины, женоподобного вида, в руках которого корзина с цветами и фруктами [2, с. 283].

Еще одна легенда гласит, что все началось с трагедии в доме храбреца по имени Хоу И, жившего в древности. Он отважно вступал в бой с силами зла и не раз спасал людей от всяких н...

Другие файлы:

Профессор бессмертия
АннотацияВ повести «Профессор бессмертия» (1891) Случевский пытается, опираясь на достижения естественных наук, доказать религиозную идею бессмертия д...

Цена бессмертия
Камни бессмертия. Семь таинственных алмазов из древней азиатской легенды. Неужели в легенде кроется зерно истины? Поиски загадочных драгоценностей пр...

Жизнь, смерть, бессмертие
Эта книга не для любителей эзотерики, мистики, пара-науки и т. п. Она для тех, кто любит философию и философствование без посторонних прибавлений. В к...

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании
Смысл жизни и бессмертия человека как основной нравственно-философский вопрос. Понимание смерти в концепциях различных религиозных воззрений: христиан...

На пути к практическому бессмертию
Человек может и должен стать практически бессмертным. Вашему вниманию предлагается необычная книга. В ней обосновывается принципиально новый, нетрадиц...