Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Плетение ручного гобелена

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Гобелен как один из видов декоративно-прикладного искусства, вытканный вручную ковер-картина. Искусство изготовления шпалер, их типы и отличительные особенности. История и этапы развития данного направления в искусстве, тенденции и перспективы развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН (франц. gobelin), вытканный вручную ковер-картина (см. Шпалера). Первоначально - изделие Королевской мануфактуры в предместье Парижа Сен-Марсель, основанной в 1662 на месте мастерской семьи известных с 15 века красильщиков Гобеленов, по имени которых этот вид ковров и получил свое название.

Сотканная декоративная материя, дизайн которой создаётся путём переплетения. Как правило, так называют практически любую тяжёлую ткань, сплетённую вручную или машинным путём, либо даже с вышивкой, используемую для покрытия мебели, стен, пола или для украшения одежды.

Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями (иногда золотыми и серебряными) по рисункам (картонам). Первым управляющим мануфактурой был Ш. Лебрен, который и готовил картоны. В 18 веке картоны выполнялись Ф. Буше, Ж.Б. Удри.

Гобелены ткались на особых ручных станках методом выборочного ткачества, т.е. по частям. Отдельные участки сшивались тонким шелком. Характерной особенностью гобелена является рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность изнанки. Гобелены служили основным фоном для сложного и торжественного ансамбля барокко. Для них характерны исторические, мифологические, религиозные и литературные сюжеты. Выполнялись они и по особым случаям в жизни королевской семьи.

Гобелены были настолько популярны, что ими стали называть в 19 веке шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения. Искусство гобеленов, пережив в 19 веке спад, вновь возродилось в первой половине 20 века. Массовые гобелены хорошего ткачества изготовлялись в мастерских Обюссона. Для гобеленов берутся более толстые нити и резко сокращают количество цветов (ранее их было несколько тысяч, теперь же меньше сотни). Картоны для гобеленов создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье и др.

С 1960-х годов при изготовлении гобеленов вводятся аппликации, коллаж, ажурное плетение. Обнажается основа ткани, используются декоративные эффекты от рельефных переплетений. Помимо традиционных материалов, используются синтетические, кожа, шнур.

Гобелены ручной работы

Гобелены ткутся из цветных шелковых и / или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

С 18-го и 19-го веков специальное определение гобелена ограничивалось лишь тяжёлым, двусторонним, выкроенным или иллюстрированным, сотканным вручную текстилем, обычно в форме подвесочной или обивочной ткани.

Гобелены обычно изготавливаются одиночные или комплектами. Комплект гобеленов - это группа индивидуальных гобеленов, схожих по сюжету, стилю и изделию, предназначенных для вывешивания вместе. Число таких составных частей в комплекте может варьироваться в зависимости от параметров стен покрытия. Проектирование комплектов получило наибольшее распространение в Европе, начиная со Средних веков вплоть до 19-го века. Комплект 19-го века «Жизнь Луи XIV», разработанный королевским художником Шарлем ле Бруном, включал в себя 14 гобеленов и 2 дополнительные вставки. В 20-ом веке число составных частей комплектов было значительно меньше. К примеру «Полинезия», дизайн которой принадлежит современному французскому художнику Генри Матиссу, состоит лишь из двух частей, и «Мон-Сан Мишель», сотканный на основе картона современным гравером и скульптором Генри-Джорджи Адамом, является триптихом (состоит из 3-х вставок). Большинство западных гобеленов использовалось как средство мобильной монументальной декорации для больших архитектурных поверхностей.

На Западе гобелены традиционно были коллекционным искусством, совмещавшего в себе таланты художника или дизайнера одновременно с мастерством ткача.

Хотя ткач и являлся максимально тщательным последователем стиля художника, он мог отклоняться от него и применять собственные способности и художественную индивидуальность. В эпоху Ренессанс гобелены становятся сотканными репродукциями картин, и ткач перестаёт восприниматься как ассистент художника, становясь лишь его имитатором. В средневековой Франции и Бельгии также, как и сейчас, работа художника воспроизводится в гобелене посредством ткача.

Гобелены, сотканные непосредственно создавшим их художником, являются редкостью, практически ограниченной ручной женской вышивкой. Основные из этих приемов - это сопоставление, как в мозаике, цветовых пятен; чередование нитей разных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов.

Искусство изготовления шпалер

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю.

ШПАЛЕРА (нем. Spalier, от итал. spalliera - ряд деревьев), стенной безворсовый ковер с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Толстые нити неокрашенной основы (льняные или хлопчатобумажные) полностью закрываются цветными нитями утка (шерстяными, шелковыми, золотыми или серебряными). Каждая уточная нить ведется только в границах своего красочного пятна. Моделью для шпалеры служит картон - эскиз в размер ковра, выполненный художником-картоньером. Узор создается цветными нитями утка на тканой основе иглой или крючком. В средние века образцом чаще служат книжные миниатюры, а в более позднее время - станковая и монументальная живопись. Ткач подбирает оттенки шерсти. Плавное соединение цветовых пятен достигается в старых образцах способом «штриховки», когда нити контрастного цвета чередуются, подобно штрихам, и создают иллюзию промежуточного тона. Шерстяная и шелковая пряжа вплоть до 19 века окрашивалась натуральными красителями, позднее стали использовать и химические.

В зависимости от типа станка различают два типа шпалер: готлис - изготавливается на станках с вертикальным креплением основы; баслис - ткется на станках с горизонтальным креплением основы.

Техника шпалер была известна уже в Древнем Египте, Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Самые ранние европейские шпалеры относят к 11-12 векам, впервые они появились в Германии. Шпалеры служили украшением и одновременно утепляли мощные стены залов замков и соборов. В более позднее средневековье основными центрами шпалерного производства становятся Париж, Аррас, а с конца 15 века Брюссель, где в начале 16 века по заказу Ватикана была создана шпалерная серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 веке - по картонам Рубенса. В середине 17 века во Франции открываются крупные шпалерные мастерские в Париже (см. Гобелен), Бове, Обюссоне. К середине 18 века искусство шпалеры достигает своего пика, излюбленными темами шпалер того времени были мифологические и исторические сюжеты сцены охоты, пейзажи, пасторали. В 19 веке шпалера утрачивает свою былую популярность, ее декоративные принципы возрождаются уже в середине 20 века, когда ее возрождением занимался Жан Люрса. В 20 веке шпалеру чаще именуют гобеленом.

В мануфактуре Бове шпалеры выпускались под руководством Жана Батиста Удри и Франсуа Буше. Мануфактура ткала легкие, изысканные шпалеры с композициями в духе рококо: «Любовь богов» на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, «Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская» серия. Часто встречаются сюжеты «из жизни» китайцев, японцев, турков, индейцев - и даже гобелен «Русские игры» (мануфактура Бове, картоньер Ж.Б. Лепренс). В конце 18 века становятся популярными портреты в гобеленовой технике, которые часто служат дипломатическими подарками. Известно несколько гобеленов с изображением Екатерины II.

В России в 1717 в Петербурге открывается первая шпалерная мануфактура. Одна из первых ее работ - «Полтавская баталия».

Точные дата и местоположение возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сберечь в них тепло. Средние века и пора Возрождения в Западной Европе - миг расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, немного позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом весьма дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой немного месяцев), оттого дозволить себе обзавестись ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые зачастую при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а кроме того «Жизнь и кончина Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер разрешается углядеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и более того серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответст...

Другие файлы:

Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы
В монографии представлены пояса крученые, плетеные и полутканые, техника ручного ткачества на дощечках и ткачества на бердышке. Книга рекомендована д...

Плетение из лозы: Инструменты, техника, проекты
Плетение из лозы — древнее мастерство. Его следы уходят в каменный век, когда первые люди научились использовать эластичные и крепкие природные матери...

Цветы из бисера
Книга "Цветы из бисера" содержит три раздела: плетение на проволоке, низание на капроновой нити или леске, а также плетение в технике "Мозаика". Для в...

The Unicorn Tapestries
Искусство средневекового гобелена...

Tapestry in the Renaissance: Art and Magnificence
Искусство гобелена во времена Ренессанса...