Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Особенности субкультур современной России

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Факторы, определяющие специфику российских молодёжных субкультур. Характеристика и анализ субкультурных феноменов в современной России. Люберы как одна из молодежных групп криминального характера. Основные особенности развития хип-хоп культуры в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

субкультура россия любер

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным -- как у нас так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее -- их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора здесь играют основную роль.

Первый -- социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения.

Второй фактор -- особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.

Третий фактор -- аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление, в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет. Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России.

Криминализация молодежных субкультур

Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.

Субкультуры современной России

Люберы -- одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название.

Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки».

Последнее обстоятельство реализовалось у люберов на практике «ремонта» -- совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»).

Байкеры

В России есть некоторое число байкерских группировок. По своему происхождению они -- слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России -- недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания.

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave -- бредить, бред, бессвязная речь,) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -- образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов -- носителей соответствующих социокультурных образцов.

Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера -- ночной.

Хип-хоп культура

Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Хип-хоп -- «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. По своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп.

В России первая волна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х годов. Источником информации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частными лицами.

Брейк-дансеры

Брейк-данс (англ. Breakdance -- «ломаный танец») -- вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов.

В России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х годах. Брейк-данс -- заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения. Отдельные стороны этого явления представлены в работах по молодежным субкультурам.

Граффити

Граффити (ит. graffito -- «нацарапанный») -- вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

В России с приходом моды на брейк-данс определенной частью молодежи начали осваиваться и практики граффити. Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в европейских странах, не имеет. Граффити выступает как одна из основ определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ .

Эмо

Стиль эмо начал свое существование несколько столетий назад, более точно определить сейчас практически невозможно, так как стиль постепенно развивался и видоизменялся. В России эмо получил право на жизнь значительно позже, и лишь несколько лет назад начал свое бурное развитие в России.

В Россию, тогда еще в Советскую, эмо жизнь начинала проникать в основном с запада, с западной Европы.

Самое бурное развитие эмо получило и получает все-таки в крупнейших городах Центрального и Северо-Западного региона России. В Москве и Санкт-Петербурге эта культура сейчас является просто бумом, и рост числа приверженцев эмо растет ежедневно в колоссальных масштабах.

Готы

Cубкультура, которая появилась в конце семидесятых годов двадцатого века. Как и многие молодежные субкультуры, культура готов появилась на волне пост-панка. Стиль готов включает в себя интерес ко всему мрачному, к мистике, к черным или кроваво-красным цветам в одежде.

Готы в России мало чем отличаются от готов в других странах. Тот же стиль в одежде и тяга к особому творчеству и способам самовыражения. Общество готов как и общество представителей всех молодежных субкультур, включает в себя как подлинных готов «Mopey Goths», так и их подражателей - «Perky Goths», которых как раз большинство.

Готы - любители пиктограмм, уважают вампиров и проходят обряд посвящения. Посвящение в готы в идеале проходит на кладбище или в помещении, наиболее подходящем к готическому стилю. При свечах во мраке готы читают заклинание на древнем языке. Подражая вампирам они при посвящении пьют красное вино. Возможно, кто-то усмотрит в этом нечто сатаническое, но скорее здесь прежде всего есть элемент игры и подросткового нигилизма.

Диггеры

Диггеры -- исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрыто...

Другие файлы:

Субкультуры в обществе
Социологическое понятие и системы ценностей субкультур. История создания и типы субкультур, молодёжные субкультуры XXI века. Влияние субкультур на фор...

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века
Специфика и многообразие молодежных субкультур и неформальных организаций в современном российском обществе, их типология и классификация. Социологиче...

Роль субкультур в жизне современной молодежи (на примере изучения хип-хоп культуры)
Понятие, сущность, характеристики молодежных субкультур и признаки хип-хопа как молодежной субкультуры. Особенности зарождения и становления хип-хопа...

Влияние субкультур в студенческой среде
Характеристика нового восприятия молодежных субкультур в условиях современного общества. Анализ уровня информированности студентов о видах субкультур....

Особенности восприятия современными подростками и учителями представителей субкультур
Психологические характеристики детей подросткового возраста и педагогов. Особенности феномена субкультуры. Сущность восприятия как психического процес...