Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Особенности семейных отношений

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Понятие этноса и семьи. Этнические особенности семьи. Понятие "менталитета". Влияние религии на формирование менталитета. Семейные отношения у детей школьного возраста. Особенности семейных отношениях в различных культурах (христианство и мусульманство).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Семья -- организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья во всей истории человечества играла большую социальную роль. Она имеет важное значение также и для отдельной личности: ведь именно здесь, и только здесь человек может получить и ощутить полноценное чувство так желанного каждому счастья во всем его многоцветье и полноты жизни.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья -- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Россия является многонациональной страной и поэтому в школах в пределах одного класса могут обучаться дети разных национальностей, в основном христианство и ислам. Поэтому в качестве темы мы выбрали особенности семейных отношений в различных национальных культурах.

Объектом исследования является рассмотрение семейных отношений в различных культурах (христианство и мусульманство).

Предметом исследования выступают семейные отношения у детей школьного возраста.

Основной целью исследования является изучение семейных отношений у детей школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие этноса и семьи.

2. Рассмотреть этнические особенности семьи.

3. Рассмотреть особенности семейных отношениях в различных культурах (христианство и мусульманство).

Методами исследования являются: изучение и анализ педагогической, психологической и религиозной литературы, исследование.

Глава I Семья

1.1 Понятие этноса и семьи

Этнос - слово греческое, его латинский аналог - "natio", русский аналог - "народ". В греческом языке есть и другие термины для обозначения народа: "лао" - "население", "демос" - "совокупность граждан", но эти термины несут социальную нагрузку.

Этнос - группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другое. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.

Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии.

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья- это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика - потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография - роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика - ее воспитательные возможности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

1.2 Этнические особенности семьи

Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия.

Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятии "менталитета".

Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX века известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования.

В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

§ О нормах мужского и женского поло-ролевого поведения;

§ О смысле и содержании брака;

§ О способах воспитания;

§ О правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

§ Содержание материнской и отцовской роли.

Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей.

О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиций.

Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья - это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой, кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они п...

Другие файлы:

Проблемы семейных отношений
Понятие семейных отношений. Сферы семейных отношений и типы семейных взаимоотношений. Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка. Негатив...

Этнокультурные особенности формирования семейных отношений в России и Америке
Этнопсихологические предпосылки формирования специфики семейных отношений в России и США. Главные особенности русского и американского менталитета. Ст...

Проблема кризиса семейных отношений в новой российской литературе
Психологический аспект кризиса семейных отношений. Место кризиса семейных отношений в художественной литературе. Причины деформации детского сознания...

Особенности рассмотрения судами дел, возникающих из брачно-семейных отношений
Перечень дел, возникающих из брачно-семейных отношений. Двойной интерес в разрешении дела как особенность рассмотрения дел, возникающих из брачно-семе...

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабили...