Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Особенности модернизма

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Понятие и принципиальные особенности модернизма, рассмотрение признаков. Характеристика основных течений стиля модерн: флореализм, неоромантизм, рационализм. Знакомство с творчеством О. Бердслея. Анализ работ шотландского архитектора Ч. Макинтоша.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

модернизм неоромантизм макинтош

Новая картина мира, которую рисовали грандиозные научные открытия рубежа 19-20 веков (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) привела в итоге к отторжению у человека веры в рациональное устройство мира, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Модернизм рождался в атмосфере глубокой неудовлетворенности существующим искусством. Художникам открывались иные горизонты: и реализм, и натурализм, и импрессионизм, бурно развивающиеся в изобразительном искусстве и литературе. В творческих кругах нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Французская писательница Натали Саррот точно обозначила искусство модернизма как «эру прозренья», вызванную падением доверия к языку традиционных художественных форм со стороны как творцов, так и публики.

Принципиальная особенность модернизма как художественного направления состояла в том, что разнородные художественные течения развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимались обществом как абсолютно равноправные. Вторжение «неклассических форм» в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика рубежа 19-20 веков.

С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность и невыразимость современной реальности, невозможность объять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой -- его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо-выразительных средств «говорящего» языка искусства, стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи.

Стиль Модерн, его социальные и эстетические противоречия

«...художники, слывшие до сих пор «декадентами», превратились в борцов, которые кинулись в поток новой, многообещающей религии»

Анри Ван де Вельде

В числе прочих направлений пестрого потока модернизма сформировался художественный стиль Ар-нуво (в России обычно называемый: стиль Модерн).

Основной признак стиля модерн -- декоративность, основной мотив -- вьющееся растение, основной принцип -- уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Главным стержнем и движущей идеей ар-нуво стала идея синтеза различных искусств в единое гармоничное целое. Основой этого синтеза виделась архитектура, объединяющая всех прочих -- от живописи до моделей одежды. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. Казалось, задача будущего искусства проста: соединить эстетические программы с практическими завоеваниями промышленного столетия. Однако реализация такой задачи стала удивительно сложной, да и возможность ее решения часто ставилась под сомнение. По мысли многих ведущих теоретиков стиля модерн, Ренессанс и последующие этапы искусства были ошибкой, после чего художественная культура пошла по «ложному» пути. Говорилось, что эпоха Возрождения породила манию стилизаторства, которая погубила или могла погубить прошлый век.

Своеобразие же модерна заключалось как раз в том, что что он сам был или хотел быть «художественной философией», выраженной несколько запутанным языком символизма. Короткий период расцвета этого стиля поражает огромным количеством манифестов, призывавших к «тотальному обновлению искусств». Произведения модерна обладали богатым смысловым фоном, где форма выражения лишь указывала на него. Однако, многие тезисы и задумки оказались нереализованными, но самое существенное то, что стиль этот просуществовал недолго, всего около 10-- 15 лет. Противоречия, вызванные объективными причинами развития общества, преодолеть которые мечтал новый стиль, привели его к скорой гибели.

Рис.1 - Education, 1900. Луи Тиффани. Стеклянный витраж в Йельском университете.

Самое живое, что было в модерне, создано в 1890 -- начале 1900 г. Потом, испытывая постоянные кризисы, он не столько эволюционировал, сколько внутренне преображался. В конечном итоге интерес к конструкции, критика декоративизма создавали благоприятные предпосылки для обновления искусства. На исходе модерна зрели протофункционалистские тенденции, рождались новые художественные системы, предваряющие искусство XX в. Вместе с новой цивилизацией представители стиля модерн мечтали пересоздать мир искусства. «Весь процесс исторического развития говорит о том, что будущее общество станет совершенно отличным от нашего. Кстати, на это указывают со всей определенностью назревающие симптомы. И эти выводы я отношу прежде всего к искусству. Искусство станет указателем перехода к этому новому обществу»

Хендрик Петрюс Берлаге. Основные течения стиля модерн

«...Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности, которые спустя более 30 лет вызывают представление о карнавале, о разгуле индивидуализма»

Анри Ван де Вельде

В произведениях стиля модерн причудливо переплетаются иррационализм и разумность, интуитивизм и научный расчет, восхищение техникой и боязнь «машинизации», орнаментальность и функциональность, утонченность и простота. В разных городах Европы, независимо друг от друга, возникали очаги нового искусства. Все они были по-своему оригинальны, опирались на богатые национальные традиции, но быстро устанавливающиеся контакты вскоре показали их принципиальное родство. Индивидуализму противопоставлялась идея коллективного предназначения искусства и коллективного творчества.

Мечта о содружестве художников, работающих сообща, вообще достаточно типичная для прошлого века, для представителей модерна становилась программой. Интерес к конструкции и функционально оправданной форме поставил чрезвычайно остро и вопрос об орнаменте. Было решено вернуть орнаменту, вне зависимости от того, ручным или механическим способом он делался, являлся ли уникальным или тиражным, его «символическую» природу. Отрицая путь искусства после Возрождения, модерн ценил особенно неоготические традиции, включавшие в себя и английский прерафаэлизм. В целях обновления искусств модерн предложил свою «археологию стиля», так называемую нордическую, включавшую кельтские древности, памятники раннего средневековья и т. п. Подключались и «фольклорные» формы искусства, овеянные культом национальной мифологии. Функции «народного» и «экзотического» совпадали в художественном значении: они имели «нетрадиционный» для новой европейской культуры характер и потому были необходимы для перестройки стилистики искусства.

Рис.2 Уолтер Крейн Neptuns Pferde 1893

Модерн начинался в различных видах искусства и начинался несистематически; его первые шаги можно видеть в керамике Поля Гогена, и в картинах Ж. Сера, и в «Данаиде» Огюста Родена, и в архитектуре Антонио Гауди, и в стенных росписях Дж. Уистлера, и в эскизах Михаила Врубеля -- произведениях 80-х гг. XIX в. Модерн не только «выравнивал» искусства, но и дополнял их новыми видами и жанрами: плакат, первые опыты фотомонтажа. Архитектор выступал как живописец и как мастер декоративных ремесел; живописец же занимался скульптурой. Общим свойством для всех произведений стиля является только отказ от традиционной «естественности» выражения, причем демонстративно указывается, какое качество было устранено. В изображении нарочито сталкивается мотив крупного плана (нередко фрагмента) и почти микроскопически трактованных деталей фона. Орнамент не противопоставлялся форме, как в эклектике, но являлся частью ее, символической и структурной, как бы «нервной» системой объекта. «Жест линии», по словам ван де Велде, был духовным. В модерне культивировались линии длинные, или тянущиеся параллельно, или свивающиеся, и линия пунктирная, которая сама в себе выражала свою условность. Арабеск был противопоставлен принципу имитации как принципу недуховному.

«Внутри» модерна оказывались, переживая некий инкубационный период, принципиально новые тенденции, которые затем «подхватит» авангард. Поиски мастеров модерна провоцировали появление фовизма, экспрессионизма, кубизма, абстрактного искусства и сюрреализма. Наконец, на рубеже веков сложилась и вся структура взаимоотношений искусства и общества: журналы, галереи, маршаны, коллекционеры, музеи, рынки, реклама и т.п. Иными словами, был готов «пусковой механизм» для авангарда. Особо активно в модерне складывалась экспрессионистическая тенденция, начало которой положил Ван Гог. Мистическо-философское искусство Э. Мунка и Дж. Энсора открывало новые пути к познанию внутренних переживаний людей. Интерес к цветности живописи, открывавший повышенную эмоциональную функцию цвета на палитре, наблюдался у символиста Г. Моро и в «протофовистской живописи» К. Моне в 1880-е гг. Сюрреалисты, в частности С. Дали, ценили орнаменты модерна, особенно в архитектуре Э. Гимара и А. Гауди. На рубеже веков складывается оригинальное искусство «наивиста» А. Руссо.

Среди основных течениц искусства стиля модерн принято выделять несколько основных направлений: флореализм, неоромантизм, рационализм (геометрическое (рациональн...

Другие файлы:

Ф. Кафка и модернизм
Сущность и основа философии модернизма, ее основные представители. Краткая биография австрийского писателя Ф. Кафки, влияние модернизма на его творчес...

Взгляд на творчество англоязычных писателей-модернистов
История модернизма и основные этапы его развития. Исследование художественных особенностей явления модернизма в англоязычной литературе XX века. Анали...

Модернизм в литературе США
Монография посвящена истории модернизма в американской литературе XX в. Анализируя эстетические теории и творческую практику модернизма на примере его...

Русская поэзия Серебряного века
Развитие нового течения в русской поэзии Серебряного века - модернизма. Направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Культура как высшая точк...

Реализм всегда и сегодня
Описание: Поначалу название новой книги В. Бурсова кажется странным. "Реализм всегда", - такое утверждение нуждается в расшифровке. Однако, вчитываясь...