Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Основные константы менталитета русской культуры

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Определение российского менталитета как социологической категории. Основные черты характера русского народа. Условия формирования и развития менталитета русской культуры. Исторические, природно-географические особенности формирования менталитета в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

В данной работе «Основные константы менталитета русской культуры» затронуты самые актуальные темы сегодняшнего времени. Потому что именно сегодня наблюдается рост интереса к терминам «менталитет» и «ментальность», а также к ментальным исследованиям. И этот интерес нельзя назвать случайностью или модой. При помощи этих терминов современное общество пытается понять не только какие-то исторические периоды, но и их глубокие процессы социально-психологического, поведенческого, массового характера.

Термины «менталитет», «ментальность» восходят к латинскому языку (mens, mentis), что можно перевести на русский язык как ум, мышление, рассудок, образ мыслей и др. На других языках термин «менталитет» звучит почти одинаково и его перевод означает практически тоже самое, что и перевод с латинского.

Таким образом, понятие «менталитет» обозначает совокупность исторически конкретных ментальных форм, которая характеризуется системностью и целостностью, в то время как понятие «ментальность» несет в себе указание на изменчивость ментальных характеристик, мало подвижного ментального ядра.11 Щученко В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа

Объектом данного исследования является русская культура и ее менталитет.

А предметом: основные характерные черты менталитета русской культуры.

Целью данной работы является исследование российского менталитета русской культуры и его основных констант.

Эту цель я буду выполнять при помощи следующих задач:

- исследовать условия формирования и развития менталитета русской культуры.

- исследовать основные черты характера русского народа.

Свои задачи буду реализовать при помощи следующих методов: историко-культурного подхода, экологического подхода.

Сегодня еще идет процесс трансформации советской ментальности, и он идет трудно, болезненно. Историко-генетический процесс в России необычайно усложнился. Это объясняется как полицентризмом ментального развития в культуре России, так и «встречей» российского менталитета с ментальностями других стран и народов, в особенности Западной Европы и США. Поэтому изучение ментальных сдвигов необходимы, хотя бы для того, чтобы гармонизовать общественную жизнь.

1. Формирование и развитие российского менталитета

Современное российское обществоведение все еще находится на перепутье. Хотя, получив значительную свободу творческого поиска, оно активно осваивает западные теоретические источники. При этом значительно меньше внимания уделяется общественно-политической мысли России в ее историческом разрезе. Возможности для этого сейчас есть и весьма благоприятные, если судить хотя бы по изданной в последние годы литературе.

Процесс обновления российского обществоведения открывает дорогу к изучению новой проблематики, которая ранее либо вообще не считалась актуальной, либо отвергалась из-за несоответствия официальной идеологии и методологии. К этой проблематике и относится менталитет. 22 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал 1997г. №3 с. 16

1.1 Исторические и культурные особенности формирования менталитета в России

Российский менталитет формировался под влиянием многих этнических, социально-исторических, культурных факторов. Тысячелетняя история России была не только процессом собирания ее земель, но и формированием этнического типа, где на восточнославянскую основу наложились финские, тюркские, монгольские и другие этнические наслоения. С одной стороны, это определило особую стойкость ее генофонда (Л. Н. Гумилев), сформировало следующие черты национального характера: способность концентрировать духовные и физические силы, терпеливо переносить напасти и годины бедствий, выработало «привычку к сверхусилию. С другой стороны -- это повлияло на внутреннюю противоречивость нашего этнического типа, что нередко отмечали русские мыслители (Ф. М. Достоевский, С. Н. Булгаков).

Социально-исторические корни российского менталитета обусловлены тем, что большая часть нашей истории была связана с доиндустриальными формами жизни, сельской общиной. Растворенная в общине личность чужда самостоятельности, новациям, она следует патриархальным традициям, нормам поведения. Специфика российских социальных сословий определялась и затянувшимся господством феодальных отношений, крепостного права. Это не только тормозило общественный прогресс, но и было причиной раскола общественного самосознания. Как отмечал Н. А. Бердяев, русская жизнь была построена «на разрывах»: власть и народ, народ и интеллигенция, интеллигенция и царизм. Самодержавная власть охраняла и укрепляла крепостное право, но желала выглядеть силой, пекущейся о народе в духе идеологии триединства: «самодержавие, православие, народность». Народ с одной стороны, терпеливо сносил царско-помещичью опеку и «безмолвствовал», а с другой, -- в нем зрела своя «сермяжная правда» о том, что земля «божья» и потому должна принадлежать всем: это и порождало периодические бунты.

Между основными полюсами российского менталитета -- «феодально-монархическим сознанием» и «сермяжной правдой» -- специфическое место занимала российская интеллигенция, которой было свойственно обостренное чувство совести, исторической вины перед народом, склонность к социальной риторике и увлечению радикальными идеями и проектами.

Особую роль в формировании российского менталитета выполняла культура, она выступала фактором консолидации нации, собирания ее сил. В ней духовный тип России противопоставлялся Западу. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойствен традиционалистский тип культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку. По-видимому, глубинный смысл этих противопоставлений, которые развивались идеологами русской идеи, состоял не столько в желании отделить Россию от Запада, сколько защитить ее культуру от негативных явлений индустриальной цивилизации, от «цивилизованного варварства».

В менталитете русской культуры взаимодействуют оба начала. Не случайно Н. А. Бердяев говорил о русской культуре как «Востоко-Западе», «посреднице» во взаимоотношениях двух типов культур, цивилизаций, а Ф. М. Достоевский -- о «всемирной отзывчивости» русской души. Однако восточное начало в русской культуре лидировало; это определялось влиянием православно-христианской традиции, усвоенной Россией от Византии. Отсюда особый дух нашей культуры -- готовность к всечеловеческому единению, покаянию, «самообнажению, беспощадному самосуду». Именно это и позволило русской культуре опередить свое время, выдвинув целый ряд идей, адресованных постиндустриальной цивилизации: идеи космизма, ненасилия, соборности, диалога, всечеловеческого братства.

Вместе с тем православно-христианская идея не только стимулировала лучшие качества национального характера (открытость, доверчивость, бескорыстие, самоотверженность, широту души), она возводила в достоинства и добродетели и то, что объективно закрепляло наше историческое отставание: пассивность, покорность, отрицательное отношение к богатству, уравнительные устремления. Православно-христианская идея в России оставалась долгое время и основной социальной идеей, которая не уравновешивалась цивилизованными идеями индивидуальной свободы, гражданского общества, правового государства. Поэтому в рамках национально-религиозной идеи происходили расколы общества.

Последний произошел в начале XX в., когда власть интерпретировала религиозную идею в монархическо-имперском духе; народ -- в мессианско-коммунистическом; а интеллигенцию -- в культурно-гуманистическом. Это окончательно разорвало патриархально-религиозные узы монархии и народа и развело интеллигенцию и народ.

Таким образом, будучи готова к «всечеловеческому единению», культурная российская ментальность не создала почвы для согласования различных социальных интересов, диалога политических сил внутри страны, и это сыграло свою роковую роль в усилении революционного ожесточения общества.

Как видим, в процессе исторического и культурного развития России сформировались такие черты ее менталитета, как максимализм, устремленность к абсолютным социальным ценностям, царству правды, справедливости; патриархально-общинное сознание, отказ от индивидуальной свободы в пользу коллективности, народовластия; философия страдания, пассивности, связанная с ожиданием чуда, харизматического лидера, Второго Пришествия; нигилизм и стремление разрушать прошлое «до основанья», обусловленные идеологией возмездия, социальной мести.

Анализ особенностей российского менталитета и его модификаций в нашей истории важен и сегодня, поскольку прошлое продолжает жить в нас в виде архетипов национального характера, стереотипов «старого» мышления.33 Чупина Г. А. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет //Социально-политический журнал 1994г. №9-10 с. 24-27

1.2 Природно-географические особенности формирования российского менталитета

Менталитет любого народа складывается под влиянием ряда условий, в которых протекала его жизнь. Поэтому также необходимо рассмотреть одно из важных условий - естественно-географическую среду, без учета влияния которой разговор о менталитете т...

Другие файлы:

Основные константы российского менталитета и их проявления в советском обществе
Особенности формирования и развития российского менталитета; историко-генетический анализ. Исследование менталитета русской культуры: влияние октябрьс...

Отражение менталитета в русской смеховой культуре XI-XVII веков
Теоретическое исследование содержания менталитета и смеховой культуры. Определение исторической заданности смеховой культуры и особенностей её формиро...

Проблема российского менталитета в условиях перехода к рынку
Основные параметры российского менталитета и его воздействие на состояние современного общества. Влияние системы базовых метафор русской культуры. Про...

Особенности менталитета русской нации
Формирование русского типа культуры. Русские национальные корни. Национальное своеобразие русской культуры. Понятие менталитета и национального характ...

Правовой менталитет
Понятие и природа правового менталитета. Правовой патернализм как черта российской правовой ментальности. Основные функции правового менталитета. Обща...