Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Оркестр Виктора Эдуардовича Деринга

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
История становления музыкальной культуры Татарстана и Казани. Творческий путь Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан, созданного старейшиной и символом джаза в СССР, хранителем музыкальной культуры Виктором Эдуардовичем Дерингом.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат по культурологии

Оркестр Виктора Эдуардовича Деринга

Введение

Музыка всегда была и будет знаком времени. Сейчас прогуливающихся в самом центре города казанцев привычно сопровождают шлягеры, несущиеся из уличных динамиков. Многие из старшего поколения горожан тоже приходили на улицу Баумана, чтобы послушать свои любимые мелодии. Теперь не все знают, что в конце 1930-х годов в Казани появилась мода на джаз. А полузабытая история триумфального завоевания города джазом тесно связана с историей нынешнего джаз-оркестра Виктора Деринга.

Культуру общества формируют личности. В Казани проповедником и воспитателем наиболее гармоничной и мелодичной музыки, джаза, в последние сорок лет является Государственный оркестр кинематографии Республики Татарстан, созданный и управляемый старейшиной и символом джаза в СССР Виктором Эдуардовичем Дерингом.

Этому замечательному человеку и его оркестру посвящена настоящая работа. История становления музыкальной культуры Татарстана и Казани, формируемая в значительной степени под влиянием таких значительных коллективов, многим обязана В.Э. Дерингу.

История одного оркестра

деринг оркестр джаз

«На основании приказа Управления кинофикации ТПССР за №2 от 13 января 1964 г., создать при дирекции Казанской городской киносети эстрадный оркестр в составе 16 человек для обслуживания зрителей в кинотеатрах «Родина», «Татарстан», «Победа», «Дружба», «Звезда». Базой оркестра считать кинотеатр «Татарстан» - с этого документа начинается славная история описываемого оркестра.

Был создан большой коллектив, в который вошли замечательные музыканты Анатолий Голов, Виктор Деринг, Юрий Модин, Алексей Тещин, Александр Агафонов, Григорий Фрейверт, Онуфрий Козлов, Александр Кипенский, Ринат Бикбулатов, Ринат Шагеев, Владимир Агапов, Константин Церковников и Владимир Зорин. В репертуар концертов того периода обязательно входили увертюры из оперетт Имрэ Кальмана, Иоганна Штрауса, песни советских и татарских композиторов и одно-два джазовых произведения Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера.

Оркестр, долгое время называвшийся «Экран», был переименован в оркестр городской киносети. Таких оркестров-долгожителей в России почти нет, если не считать коллектива Олега Лундстрема. Долгие годы руководил им же созданным оркестром Леонид Утесов, существовали оркестры Э. Рознера, В. Людвиковского, Б. Карамышева, Н. Минха, Б. Райского, но со временем они распались. Джаз-оркестру Казани повезло больше: он живет и намерен продолжать творить в XXI веке.

В 1964 году оркестр работал в эстрадном жанре. Тогдашний руководитель оркестра, приехавший из Шанхая композитор и саксофонист Анатолий Сергеевич Голов, написал песню о кубе в стиле «румба» и дал ей название «Гавана». Исполнял ее солист оркестра (тогда студент вокального отделения Казанской консерватории) тридцатилетний фактурный Владимир Зорин, обладатель лирического тенора с красивой тембровой окраской, необыкновенно музыкальный, с очень точной и чистой вокальной интонацией. Песня была записана на казанском радио. Голов отослал запись на Кубу и получил в ответ благодарственное письмо Фиделя Кастро.

Джазовая музыка была для казанцев в новинку, поэтому молодой оркестр быстро стал очень популярным.

А начинали свою творческую деятельность музыканты оркестра в юности, когда в 1940 году по окончании Казанского музыкального техникума многих из них призвали на военную службу в танковое училище. Днем они играли на плацу марши, а вечером в кинотеатре «Унион» («Родина») исполняли джаз.

Собрал ту первую команду хороший трубач и дирижер Алексей Тощин. Когда они в 1936 году впервые заиграли вместе, руководителю было восемнадцать лет. В тот первый состав вошли Алексей Тещин, Александр Гаврилов (трубы), Всеволод Глинский (тромбон), Дмитрий Можин, Шигали Фаттахов, Александр Абрамов (саксафоны), Сергей Казаков (кларнет), Анатолий Тябин (труба, контрабас), Степан Петров (аккордеон) и Александр Агафонов (ударные).

Это были первоклассные, одаренные от Бога музыканты. Руководитель А. Тещин был очень требователен, подолгу работал над чистотой звучания того или иного инструмента, добивался ансамблевости. Он имел абсолютный слух, прекрасно играл на трубе в классической манере. Кумиром Тещина был Луи армстронг, портрет которого долгие годы висел в его квартире. Труба его обладала удивительно красивым, мягким звуком. Она пела! А если надо было, то и «свистела». Ему удавалось брать на трубе «ми» третьей октавы. Он первым в Казани начал импровизировать на трубе, недаром Олег Лундстрем в 1959-1953 годах пригласил его работать в своем оркестре и поручил исполнять партию первой трубы.

К 1947 году состав оркестра сильно изменился. В нем стали работать Николай Князев (труба), Леонид Черкасов (саксофон), Николай Филиппов (тромбон), Борис Величковский (тромбон), Виктория рупышова (фортепиано), Вадим Левитто (аккордеон) и Алексей Манухо (скрипка).

В это же время превосходный скрипач и умелый организатор С. Брим создает свой коллектив в кинотеатре «Родина», который впоследствии возглавил В. Левитто.

А в Шанхае уже более десяти лет существовал джаз-оркестр Олега Лундстрема. Играли в респектабельных танцзалах, ночных клубах, отелях, владели стильным языком знаменитых джазовых музыкантов. Выезжали на работу в курортные места Циндао.

Музыканты, будучи патриотами, рвались на Родину и в 1937году, и в 1941-м, но правительство сочло нужнее их пребывание в Шанхае, и только в 1947 году коллектив вернулся в СССР. Почти перед самыми новогодними праздниками приехали они в Зеленодольск, разместились в общежитии. Но уже в январе всем оркестром перебрались в Казань, поселились в одноименной гостинице на улице Баумана.

В оркестре О. Лундстрема, кроме него самого, играли Г. Баранович, И. Горбунцов, Вит. Серебряков, А. Котляков (трубы), А. Миненков, А. Маевский, И. Бондарь (тромбоны), В. Деринг, А. Онопюк, Вл. Серебряков, И. Лундстрем, Л. Главацкий, А. Голов (саксофоны), О. Козлов (гитара), Ю. Модин (фортепиано), К. Хазанкин (ударные) и А. Гравис (контрабас).

Сразу же по приезде в Казань оркестр дал о себе знать двумя великолепными концертами. Один прошел в Доме офицеров на площади Свободы, другой - на сцене театра оперы и балета имени Муссы Джалиля. Публика восторженно приветствовала музыкантов и сразу же окрестила их «шанхайцами». Молодые, модно одетые щеголи с набриоленными волосами выглядели очень импозантно. Оркестр не только покорил казанскую публику, но и внес новую живую струю в музыкальную культуру города. Вся Казань конца сороковых годов только и говорила о новом оркестре.

В 1948 году директором Татарской филармонии был Хесин, а художественным руководителем - композитор Александр Ключарев. Они решили превратить оркестр репатриантов в эстрадный концертный коллектив при филармонии. Но как раз в это время из Москвы вернулся председатель республиканского комитета по делам искусств, который присутствовал там на совещании по поводу оперы В. Мурадели «Великая дружба», где было принято печально известное постановление о борьбе с буржуазной идеологией, в частности с джазом как вредоносным явлением. Поэтому, сказал председатель, раз уж оркестр приехал в Казань, где большая нехватка музыкантов-профессионалов, то примем такое решение: трубачей, тромбонистов, кларнетистов передаем в оперно-симфонический оркестр, саксофонистов - в кинотеатры (играть попурри из советских песен перед сеансами), а остальных - в рестораны.

Таким образом музыканты оркестра Олега Лундстрема на время перестали играть вместе. В то время «шанхайцы» очень подружились с казанскими музыкантами: вместе учились в консерватории, долгие годы вместе работали.

Так в оркестре Алексея Тещина в кинотеатре «Татарстан» появились Иннокентий Горбунцов, Онуфрий Козлов и Виктор Деринг.

«В коллективе собрались замечательные ребята, - вспоминает Виктор Деринг. - Я пришел в оркестр Алексея Тещина 10 февраля 1948 года. Меня приняли очень хорошо. Мы дружили. Ведь оркестр - это не сумма музыкантов, а единый организм, общие принципы, общие взгляды. Я попал в уникальный творческий коллектив со своим ярко выраженным характером. Ценилось чувство юмора. Оркестр - это идеальная школа взаимопонимания. Оркестр в кинотеатре «Татарстан» в 50-х годах был как семья».

Виктор Эдуардович почти 60 лет работает там же, куда пришел молодым, красивым, полным сил. Он до сих пор ходит на репетиции своего оркестра, открывая ту же дверь в фойе кинотеатра «Татарстан», поднимается по тем же ступенькам в репетиционный зал…

В середине пятидесятых в кинотеатре имени Свердлова (теперь здание театра кукол), позднее в кинотеатре «Победа» начал работать третий оркестр - под руководством пианиста-«шанхайца» Георгия Ротта.

В конце 1963 года чиновники Министерства культуры ТАССР решили расформировать все три оркестра в кинотеатрах «Татарстан», «Родина», «Победа». И уже в начале следующего года это решение претворилось в жизнь. Принятое тогда постановление привело к драматическому повороту судьбы каждого музыканта тех оркестров. Оставшись без любимой работы, музыканты были вынуждены устраиваться слесарями на заводы, водителями автомашин, уезжали из Казани. Многие не смогли побороть в себе эту боль, некоторые спились и безвременно ушли из жизни.

В казанской прессе печаталось много возмущенных откликов. Публика сожалела, что перестала видеть, слышать любимые коллективы, осуждала принятое решение, пыталась поддержа...

Другие файлы:

Великие композиторы (Коллекция №2 «КП»). Том 11. Свиридов. Метель
Содержание аудиоприложения:01. «Метель». I. Тройка - Большой симфонический оркестр им. П.И . Чайковского. Дирижер - Владимир Федосеев02. «Метель». II....

Домашний оркестр
Попробуй немного помолчать. Прислушайся... Звуками наполнен весь окружающий мир. Звуки можно воспроизвести голосом или на музыкальных инструментах. А...

Великие композиторы (Коллекция №2 «КП»). Том 10. Рихард Штраус
Содержание аудиоприложения:01. «Дон Жуан» - Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер - Дмитрий Китаенко02. «...

Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла
Монография посвящена исследованию творчества Виктора Франкла, знаменитого австрийского психотерапевта, создателя теории логотерапии и экзистенциальног...

Творчество Ерофеева Виктора Владимировича
Детство Виктора Владимировича Ерофеева. Ерофеев как один из вдохновителей, создателей и авторов самиздатовского литературного альманаха "МетрОполь". П...