Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Образ мира в живописных триптихах Босха

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Иероним Босх — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения и самый загадочный живописец западного искусства. Символика триптихов "Воз сена", "Искушение святого Антония", "Сад земных наслаждений", их художественный язык.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

Отделение искусствоведения

Курсовая работа

на тему:

Образ мира в живописных триптихах Босха

Студентки третьего курса

Шингаревой Марии

Москва 2012

Историография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, --нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Он так же считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Творчество Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В наше время появились другие точки зрения.

Отзывы о Босхе в литературе XVI и XVII в. немногочисленны, а авторы обращают своё внимание, прежде всего, на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных. Его первый биограф молодой монах Доминик Лампсоний был уверен, что Босх побывал в аду, и, обращаясь к художнику, с которым был знаком несколько последних лет жизни мастера, писал:

С таким мастерством твоя правая рука раскрывает

Всё, что содержится в таинственных недрах Ада,

Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе,

И далёкие области Ада были тебе показаны, Карел ван Мандер. Книга о художниках. - СПб: Азбука-классика, 2007. - С. 127-

таким образом, подчеркивая «инфернальный» характер образов художника.

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию, и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его странных образов. Однако, дон Фелипе де Гевара, признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Он написал об этом в своем исследовании творчества Босха в 1656 году: «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью -- дать трактовку Ада. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности» Вальтер Бозинг. Босх. - М.: Арт-Родник, 2008. - С. 7.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуэнца, живший в начале XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сигуэнца так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри» Вальтер Бозинг. Босх. - М.: Арт-Родник, 2008. - С. 8. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы -- «основами морализирующей философии» Вальтер Бозинг. Босх. - М.: Арт-Родник, 2008. - С. 8.

Еще одно свидетельство об Иерониме Босхе того времени написана Карелом ван Мандером в 1605 году и включена в его «Книгу о художниках» Карел ван Мандер. Книга о художниках. - СПб: Азбука-классика, 2007. В его книге нет практически никаких исследований творчества и стиля Босха. Карел ван Мандер видел в картинах Босха фантазии художника, скорее отталкивающие, нежели приятные для смотрящего: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!» Карел ван Мандер. Книга о художниках. - СПб: Азбука-классика, 2007. - С. 126

Но в наше время ученые, придя к выводу, что в творчестве Босха заключено куда больше смысла, предприняли ряд попыток объяснить его значение и растолковать смысл произведений. Одни считают Босха кем-то вроде «сюрреалиста XV века», извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно упоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые эзотерические дисциплины -- алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Очевидно, что рассмотрение работ Босха требует глубокого теоретического осмысления. Прежде всего, нужно понять влияние самой эпохи, ее культурные, религиозные и духовные ценности. Этим вопросам посвящена книга «Осень средневековья» Йохан Хёйзинга. Осень средневековья. - М: Издательство Ивана Лимбаха, 2011 голландского историка Йохана Хейзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г. Ее можно рассматривать как описание феноменов культурного пространства с подробной характеристикой многих его деталей и частностей. Автор уделяет большое внимание рыцарству, но так же многие главы посвящены религиозным мировоззрениям, мистике, символике и формам мышления человека того времени. Именно эти темы и могут быть интересны в контексте творчества Босха и его понимании, несмотря на то, что художник родился и жил позже описанной эпохи.

Прежде чем перейти к работам, посвященным исключительно живописи Иеронима Босха, необходимо ознакомиться с общим развитием нидерландской живописи XV века. Книга Н.Н. Никулина «Золотой век нидерландской живописи. XV век» Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1981 представляет собой подробную информацию о нидерландских картинах. Во вводной части дан общий очерк нидерландской живописи XV века. Затем следуют главы, посвященные отдельным великим мастерам золотого века. Каждая репродуцированная картина снабжена подробными комментариями, дающими различные сведения о ней: характеристику размеров и формы, иконографические данные, датировку. Затронуты также вопросы атрибуции. В ряде случаев приводятся мнения различных авторов, если толкование тех или иных фактов, касающихся памятников, вызывало споры. Приведена история прохождения картин через различные коллекции. Краткая библиография нидерландского искусства XV столетия завершает книгу. Творчество Босха в данном исследовании представлено в описательной манере, приводятся все точки зрения происхождения живописных образов художника, но автор не подвергает анализу правильность или неправильность той или иной теории.

Другое общее исследование по нидерландской живописи принадлежит Эрвину Панофски. В книге «Ранняя Нидерландская живопись» Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Its Origin and Character, Vol. 1-2. Cambridge (Mass.), 1953 представлено много иконографических исследований. Одной из главных мыслей здесь является все большее вовлечение традиций христианского символизма в изображение реального мира, не с тем, чтобы эти символы дистанцировали природную видимость, но чтобы естественно включались в эту видимость. Таким образом, объединяются христианская мысль и зрительное восприятие. Но представления автора о символизме здесь не представляют символ, как таковой, как носитель знаковой информации, но он является визуальным и чувственным выражением мысли. Символ может функционировать только посредством его фиксации и воплощения в произведении и представлении. Эрвин Панофски считает, что с помощью иконографии можно произвести полное объяснение работы, поэтому именно таким образом он обращается в своей книге к творчеству нидерландских мастеров.

Работам Босха посвящено множество монографических исследований. По общему мнению искусствоведов, начало серьезному изучению Босха было положено 1889 г. работой Жюсти, который толковал творчество художника как «вариации на тему Зла». XX век проявил к Босху куда больший интерес, количество публикаций довольно многочисленно.

Одна из первых монографий XX века - это фундаментальное исследование Шарля де Тольная Ch. de Tolnay. Hieronymus Bosch. - Baden Baden, 1965; Ш. де Тольнай. Босх. - М., 1992. Автор раскрывает дидактический, нравоучительный аспект творчества Босха, показывает, как этическая направленность картин Босха определяет их формальные качества, раскрывает зависимость его живописи от философских и религиозных воззрений эпохи Северного Возрождения. Итак, в этой книге мы видим первый вариант рассмотрения темы мира Босха, истоков появления всех символов, образов на картинах художника. Так, например, Тольнай интерпретирует триптих «Воз сена» как иллюстрацию к пословице того времени: «Мир - это стог сена, и каждый выдергивает из него сколько может», сравнивает триптих с другими подобными произведениями того времени, ориентируясь на принятую иконографию Страшного Суда.

Босх говорит символами, преимущественно многозначными, - это очевидно. Но смысл изображения совершенно меняется в зависимости от того, какой именно язык мог быть приписан автору. В эпоху Босха таких языков существовало немало, поэтому число возможных интерпретаций было очень велико. Так, изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, мог быть атрибутом любострастия, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каж...

Другие файлы:

Мир образов Иеронима Босха
Тема моей работы «Мир образов Иеронима Босха » напрямую связана с историей искусств. В наши дни картины Иеронима Босха очень актуальны и популярны. Мо...

Тайная ересь Иеронима Босха
Фактически, настоящая книга представляет собой дешифровку «кодов тайной ереси» в творчестве Иеронима Босха. Изучив огромное количество материала и про...

Босх
Описание: (Museo del Prado)Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его "чертовщина" призвана всего ли...

Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализ
Исследование и интерпретация понятия "образ мира" в психологии. Сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и людей пенси...

Рай в западноевропейском искусстве
Первое появление идеи о страшном суде, понятия об аде и рае в зороастризме. Изображение рая в учениях христианства и иудаизма. Триптих живописца Иерон...