Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Обнаженная натура в живописном произведении

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Закономерности создания живописных произведений с изображением обнаженной человеческой натуры. Роль пластической анатомии в создании художественного образа. Интерпретация произведения Веласкеса "Венера с зеркалом". Многообразие приемов техники художника.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

38

Федеральное агентство по образованию РФ

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н. Г. Чернышевского

Факультет художественного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Обнаженная натура в живописном произведении

Чита 2009

Содержание

веласкес венера зеркало обнаженный натура

Введение

I. Особенности рисования обнаженной натуры

1.1 Специфика и организация изображения обнаженной фигуры человека

1.2 Художественный образ обнаженного человека в контексте пластической анатомии

II. Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность детального рассмотрения и постижения искусства изображения нагого человеческого тела обусловлена теми процессами, которые происходят сегодня в современном информационном пространстве.

Процессы интеграции современной эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией, позволяющие осуществлять анализ традиционных и новых вопросов на основе междисциплинарного синтеза, параллельно идут рука об руку с проблемой распространения негативных явлений массовой культуры в обществе. Теряет свою значимость и абсолютность категория Прекрасного. Речь идет о том, что на рубеже нашей эры остро заявила о себе проблема, которая в прежние века не возникала, - проблема различения в искусстве эротики и порнографии. Именно в этот период возникают сомнения, надолго укрепившиеся в дискуссиях европейского художественного сознания, относительно существования границ в художественном воспроизведении эротического. Искусствоведение и эстетика и поныне ищут критерии, анализируя художественные образцы разного уровня, заглядывая в глубь веков. А ведь прелесть и великолепие человеческого тела, воспетого еще во времена Древней Греции, остаются и по сей день источником вдохновения всех создателей произведений искусства.

Обнаженная фигура человека является одним из интереснейших объектов познания построения объемной формы. Рисование обнаженной фигуры человека - удивительно увлекательное, но очень сложное занятие. Фигура представляет собой комплекс сложнейших переходящих одна в другую форм. Их настолько много, что нарисовать все не представляется возможным.

Безусловно, проблема раскрытия, осмысления и постижения содержательной нагрузки полотен с изображением обнаженного человеческого тела в тематической и сюжетной композиции рассматривалась и освещалась в работах многих исследователей-искусствоведов. К их числу можно отнести В.И. Костина, В.А. Юматова, А.М. Чуйкину, Л.Г. Пименову, К.Ф. Юона, А.В. Секачеву, Н.Н. Ростовцева, Е. Медкову и других.

Актуальность данного исследования в моём случае заключается в том, что итогом моего замысла служит непосредственно выполнение тематической композиции с обнажённой женской фигурой. Для меня открывается новый мир исполнения в живописи не привычной композиции учебного плана, а творческое раскрытие образа близкого, родного мне человека - моей жены.

Целью собственного исследования в данной работе было выявление закономерностей создания живописных произведений с изображением обнаженной человеческой натуры.

Решение обозначенной проблемы достигалось путем нахождения ответов на ряд последовательных вопросов - задач:

Раскрыть специфику и организацию изображения обнаженной фигуры человека.

Определить роль пластической анатомии в создании художественного образа обнаженного человека

Проанализировать произведение Д. Веласкеса «Венера с зеркалом», выявить закономерности изображения обнажённой фигуры и композиции в целом на основе интерпретации этого произведения.

Объект исследования в работе: художественный образ обнаженной фигуры человека.

Предмет исследования: стороны и способы воздействия на зрителя нарисованной обнаженной фигуры.

Методологической базой исследования являются принципы историзма, преемственности, гуманизма и эстетического наследия. Кроме того, были использованы методы сравнения, сопоставления и анализа.

Первая глава данной работы посвящена раскрытию специфических особенностей ведения рисунка с обнаженной натуры. Здесь показаны не только характерные черты и последовательность ведения рисунка, но и научное обоснование построения и создания образа. Вторая глава отражает анализ собственного восприятия двух произведений живописи.

I. Особенности изображения обнаженной натуры

1.1 Специфика и организация ведения рисунка обнажённой фигуры человека

Изображение человека - желание, пожалуй, столь же древнее, как само человечество, самая понятная тема, посредством которой мы можем выразить нашу собственную человеческую суть. Каждый день мы видим людей, тела, лица, движения; мы считаем, что знаем точно, как выглядит человек. Почему же, несмотря на это, так трудно изобразить его «правильно»? «Я просто не умею рисовать», - вот самый распространенный ответ на этот вопрос. Но в чем трудность? Может, дело в руке, которая не слушается и неправильно водит карандашом? Вряд ли. Это наше мышление, которое передает руке фальшивую информацию, отдает ей неправильные приказы. «Мы не верим своим глазам» и повинуемся своему знанию. Проблема в этом. Мы знаем, нога, рука выглядят так-то и так, доверяем этому и считаем ненужным посредством внимательного изучения перепроверить, действительно ли это так.

Общее впечатление определяет взаимодействие таких факторов, как соотношение размеров, объемы, формы, свет и тени. Рассматривая эти факторы по отдельности, мы постепенно приблизимся к реальности изображения человеческой фигуры.

Рисование фигуры человека - это трудный этап, в котором художник не только показывает степень своего профессионального мастерства, но и раскрывает свое внутреннее индивидуальное лицо как творческая личность.

Художников всех поколений привлекали в изображении человека удивительная пластика тела и его красота, богатейшая внутренняя жизнь. В основе работы каждого художника должна лежать постоянная работа с натурой и всестороннее наблюдение за человеком. Каждый художник должен познать сложность конструкции человеческой фигуры и разнообразие форм его тела. В этом ему помогут постоянные наброски, зарисовки и кропотливая работа над рисунками обнаженной фигуры, выполняемыми в течение продолжительного времени.

Только после тщательного и упорного изучения обнаженной натуры можно приступать к рисованию человека в одежде.

Для учебной постановки рисунка обнаженной фигуры человека нужно прежде всего выбрать интересную модель. У многих прекрасно сложенных людей видны лишь формы тела, образованные мышцами, и не просматривается костная основа. Такие люди в качестве натуры для учебного рисунка не подходят. С этой целью лучше выбирать рослых и худощавых людей. При выборе постановки следует поставить натурщика так, чтобы чувствовалась форма его тела, и четко читалось движение фигуры. Именно поэтому рисовать обнаженную модель следует, не используя фотографии, т.к. в них отсутствует третье измерение - пространственность. При необходимости можно воспользоваться музейными скульптурами или рисовать себя перед зеркалом.

Рабочее помещение должно быть удобным и не слишком маленьким, чтобы до модели было достаточное расстояние (минимум 4 м) идеально, если у модели есть возможность одеваться и раздеваться вне этого помещения.

Обязательным является наличие регулируемого по высоте обогревателя, небольшой подставки (около 30 см) и осветительного прибора. Кроме того, необходим стул для сидящей или подстилка для лежащей модели.

Хорошо работать сидя, еще лучше стоя у стола или мольберта. Тогда будет нужное расстояние до листа бумаги и в результате можно избежать неправильного ракурса, который исказит работу.

Значительную роль играет психологическая обстановка в студии, взаимоотношения художника и модели. Натурщица Регина Холленбургер высказала свое мнение на этот счет: «Мне как модели особенно важно, чтобы между рисующими и мною возникли раскованные дружеские отношения. Тогда позировать в студии обнаженной становится для меня не тягостным, а естественным состоянием. В сосредоточенном состояние у обнаженной модели возникает позитивное ощущение, своего рода настроение медитации, при котором я каждый раз осознанно воспринимаю свое тело. При этом возможность до некоторой степени самой определять позу дает чувство сопричастности к творческому процессу - рисунок благодаря тебе становится более достоверным. В результате я чувствую себя равноценной партнершей в создании рисунка. Мне приятно наблюдать, как по-разному видят меня участники группы, как различно передают мой облик на бумаге. При этом совершенно не играет роли, «красивым» ли окажется результат» Энциклопедия художника. - М.: Астрель, 2002. - С 72..

Основной принцип рисования обнаженной модели - целостность. Целое - это больше, ч...

Другие файлы:

Обнаженная натура
Новый остросюжетный роман Владислава Артемова `Обнаженная натура` увлечет поклонников беллетристики хитросплетением любовных линий, заставит п...

Обнаженная натура в творчестве великих художников
Описание: Работы великих мастеров: Дега, Энгр, Давид, Мане, Ботичелли, Ренуар и многие другие....

Обнаженная натура. Искусство рисования человеческого тела
Американский художник и скульптор рассказывает о том, что сам хорошо знает и любит: как рисовать человеческие фигуры в статике и в динамике. Для широк...

Натура и культура. Славянский мир
В книге исследуется проблема "натура и культура" в текстах славянской культуры — художественных, фольклорных, исторических, религиозных, научных. Осве...

Обнаженная натура
Анита Блейк уже не считается лучшей из лучших? Ее репутация под вопросом? И хотя список удачно завершенных дел Аниты в несколько раз превосходит дости...