Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Нижегородская ярмарка

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Нижегородская ярмарка – широкое торжище отечественного купечества с приглашением иноземных гостей, история ее возникновения и специфика проведения. Возрождения Нижегородской ярмарки как основной этап в создании выставочного центра международного уровня.
Краткое сожержание материала:

1

12

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Нижегородский педагогический колледж

Реферат

Тема: НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА

специальность 0313

курс IV группа 411

Проверила:

Туманина Надежда Игоревна

Нижний Новгород 2001

Нижегородцам хорошо известна эта мудрая поговорка: "Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний - ее карман". Метко подмечено народом то основное, чем была насыщена жизнь крупного провинциального города - концентрировать в относительно небольшом пространстве немалые капиталы, заработанные российскими купцами благодаря поддержке царского правительства и городских властей Нижнего Новгорода.

Всемирную известность получило такое своеобразное явление русской истории, как Нижегородская ярмарка - широкое торжище отечественного купечества с приглашением иноземных гостей.

В течение более двухсот лет население Нижнего Новгорода оставалось почти неизменным и насчитывало к рубежу XIX столетия 7678 жителей. На рост и дальнейшее развитие города весьма существенно повлияло перенесение сюда ярмарки, собиравшейся у стен Макарьевского монастыря, что стоял в 100 км ниже по течению Волги. Неудобства, вызванные скоплением многих тысяч людей у поселка с ничтожным числом постоянных жителей, заставили еще на рубеже XIX столетия поставить вопрос о переводе ярмарки в лучший по географическому положению Нижний Новгород. Тогдашний министр торговли Н.П.Румянцев выступил с таким предложением в 1805 г. Однако реальностью оно стало только после пожара в августе 1816 г., дотла уничтожившего незадолго до того построенный ярмарочный Гостиный двор в Макарьеве.

В 1817 г. ярмарку открыли уже в Нижнем Новгороде, сперва в виде опыта. В следующем, 1818 г. было принято окончательное решение о переводе ярмарки в Нижний и тогда же утверждены проекты и начата постройка каменных корпусов Гостиного двора, завершенных в основном к 1822 г. Строительство всего комплекса продолжалось до 1828 г.

Получившая мировую известность Нижегородская Макарьевская ярмарка придавала специфический характер всей жизни волжского города на протяжении целого столетия. В период ее расцвета ежегодно на один летний месяц в Нижний собиралось от ста до двухсот тысяч человек, более чем в два-три раза увеличивая население города. Караваны барж стояли на много километров вверх и вниз по Оке и Волге, оставляя посередине рек только неширокий проход для движения судов. После 1917 года ярмарка возобновлялась на несколько лет в период нэпа и последний раз функционировала в 1929 г.

Наиболее подходящий участок, свободный от застройки и находившийся рядом с городом, был найден на левом, низком берегу Оки, между Канавинской слободой и Баранцевым и Мещерским озерами на Стрелке (месте слияния Оки с Волгой). Он хотя и затапливался почти ежегодно весенними паводковыми водами, но своей непосредственной близостью к пристаням и рейду был удобен для ярмарки. Этот участок имел форму прямоугольника, вытянутого в глубину от берега. Такое его расположение и конфигурация, по существу, предопределили основную композицию комплекса с осью симметрии, перпендикулярной реке. Необходимый из-за расположения в низине осушительный канал был запроектирован подковообразной формы и замыкал территорию с запада. Таким образом, этот как бы законченный в себе архитектурный организм раскрывался в сторону города. Чтобы подчеркнуть значение главных строений ярмарки, размещенных вблизи берега, перед ними была устроена площадь, окруженная торговыми корпусами. На противоположном конце центральной оси, где благодаря небольшому повышению рельефа опасность весеннего затопления была меньше, отводилось место для главной ярмарочной церкви. В таком виде и было осуществлено строительство основного комплекса ярмарки.

Крупные комплексы, проектирование и строительство которых длится годами, почти всегда являются результатом коллективного труда и подчас сложно бывает определить границы авторства отдельных людей. Когда А.А.Бетанкур, председатель Комитета строений и гидравлических работ, был назначен руководителем проектирования и строительства Нижегородской ярмарки, он выбрал для нее участок на левом берегу Оки. И это естественным образом заставило принять ту схему планировки, какую подсказывал приведенный здесь анализ местных условий, поскольку такая схема вполне разумно удовлетворяла всем необходимым требованиям этого крупного строительства. В качестве руководителя работ А.А.Бетанкур, крупнейший инженер того времени в России, сказался как нельзя более на своем месте: инженерно-утили-тарные вопросы имели для создания этого комплекса весьма существенное, если не решающее, значение. Для связи ярмарки с городом был построен почти 600-метровый плавучий плашкоутный мост. Подковообразный Бетанкуровский канал, получивший имя строителя ярмарки, имел свою систему шлюзов и наполнялся водой посредством двух других каналов, один из которых начинался за 20 км на реке Пыре около Балахны. Основным назначением канала было осушение участка и создание противопожарной зоны, кроме того, предполагалось использовать его для подвоза товаров непосредственно к торговым корпусам. Было широко задумано и остроумно решено обеспечение санитарно-гигиенического состояния территории: вдоль берегов канала проложили две подземные галереи с размещенными в них санитарными узлами.

Обратимся к книге А.П.Мельникова "Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917)", где подробно рассказывается о различных сторонах торжища: "Бетанкур был один из трех французских инженеров, которых Наполеон I подарил императору Александру Павловичу в 1806 году. Бетанкур привез с собой в Россию целую колонию иностранцев, преимущественно, как говорят, испанцев. Жил Бетанкур широко… Устроив однажды гулянье на лодках по Волге, Бетанкур привез своих гостей на очаровательный остров с прелестным парком и цветниками, где и устроились танцы. Оказалось, что парк был разведен из срубленных только накануне на этот случай деревьев… Бетанкур не окончил работ по ярмарке, потому что попал под суд. Кстати, заметим, под суд попал и губернатор Быховец, как говорят, будто бы оклеветанный. Существовало поверье, что несчастье постигало всех, кто принимал участие в переводе ярмарки от Макарьевского монастыря и вообще так или иначе, волею или неволею, способствовал запустению древней обители". Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917). Второе издание. Издательство АО "Нижегородский компьютерный центр пользователей", Нижний Новгород, 1993, стр.55-56

Дальнейшая детальная разработка планировки ярмарки, как и составление проектов отдельных зданий, строившихся в первую очередь, очевидно, должна была входить в обязанности обычно сотрудничавшего с Бетанкуром начальника чертежной архитектора Огюста Монферрана. И в самом деле, в Музее Академии художеств в Ленинграде имеются подписанные им чертежи проекта церкви св. Макария, названной позднее Спасским староярмарочным собором, перспективы и рисунки деталей ряда других зданий ярмарки.

Основную массу строений ярмарочного Гостиного двора составляли шестьдесят однотипных двухэтажных корпусов чисто утилитарного назначения, сорок восемь из них были поставлены рядами перпендикулярно реке Оке. Первые этажи этих зданий, предназначенные для торговли и складов товаров, имели широкие проемы, наглухо закрывавшиеся полотнищами ворот. Тротуары перед ними были перекрыты навесами, образовывавшими галереи по всей длине ярмарочных рядов. Вторые этажи, отведенные под конторы и жилье купцов и приказчиков, освещались небольшими окнами, редко размещенными на гладких плоскостях стен.

Улицы-проходы между корпусами замыкались с одной стороны фасадами Главного ярмарочного дома, с другой - классическими портиками и пагодообразными башенками Китайских рядов. Детали их декора должны были символизировать торговые связи с Китаем и другими странами Азии, как, например, раскрашенные под фарфор скульптуры сидящих китайцев, выполненные по рисункам О. Монферрана и установленные на углах здания. Все это выделяло Китайские ряды среди остальных корпусов, имевших предельно упрощенную архитектуру.

На фоне низких монотонных рядов торговых корпусов празднично выделялись крупные объемы Спасского собора и Главного дома, соединенные между собой широким бульваром. В центре Главного дома находился поднятый на высоту второго этажа большой зал для торжеств, балов и всяческих увеселений. Проходы между столбами, на которых основывался зал, были раскрыты на четыре стороны, и, таким образом, можно было свободно пройти через всю ярмарку по оси комплекса. Фасад Главного дома украшал портик коринфского ордера, приподнятый на аркадах нижнего яруса. На время ярмарки в этот дом переезжал губернатор со своей канцелярией, а в боковых корпусах, стоявших по обе стороны от главного, размещались полиция, коммерческий банк, почта и лазарет.

После смерти в 1824 г. А.А.Бетанкура руководство строительством ярмарки перешло к инженеру Р.Р.Бауса. Ансамбль получил завершение - по главной его оси за собором поднялась колокольня с жилым корпусом при ней (1826, архитектор А.Л.Леер). В 1828 г. на линии, поперечной к основной композиционной оси, по ту и другую стороны Бетанкуровского канала А.Л.Леером были построены татарская мечеть и армянская церковь: комплекс Гостиного двора теперь был связан с окружающей его не слишком упорядоченной деревянной застройкой -- лавками, балаганами, гостиницами и постоялыми дворами, среди которых возвышался объем ярмарочного театра. Дома стояли вдоль улиц, разбитых параллельно осям ансамбля Гостиного двора, кото...

Другие файлы:

Нижегородская ярмарка 2

Нижегородская макарьевская ярмарка

Нижегородская ярмарка
Многим из нас втечение жизни приходится бывать в разных городах России, и, когда знакомишься с новыми людьми, одним из первых, как правило, задаётся в...

Анализ произведения У. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
"Ярмарка тщеславия" как социальный панорамный роман воспитания. Произведение У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" в свете диалога культур, русско-английски...

Проблематика и поэтика романа В.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
История создания, поэтика и проблематика романа Теккерея "Ярмарка тщеславия". Повороты судеб Э. Седли и Р. Шарп или отсутствие положительного героя. П...