Неформальные молодёжные центры и объединения
Краткое сожержание материала:
Министерство образования и науки Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра культуры и искусств
Курсовая работа
на тему: «Неформальные молодёжные центры и объединения»
Выполнил:
студент ФКИ НХ(ЭК)-21
Калмыков Д.Е.
Проверил:
к. ист. н., доцент
Свечников С.К.
Йошкар-Ола
2013
Содержание
Введение
1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры
1.1 Понятие «неформальная молодёжная субкультура»
1.2 Понятие «культурные центры». Виды культурных центров
2. Деятельность культурных центров неформальных молодёжных субкультур
2.1 Зарубежный опыт
2.2 Российский опыт
2.2.1 Ситуация в Самаре
2.2.2 Ситуация в Йошкар-Оле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность работы. Субкультура, равно как и любая другая культура, является результатом человеческой деятельности, следствием работы человеческого мозга, некоей неотъемлемой частью жизни человека. И проблемы, связанные с развитием и бытованием культуры и субкультуры человека, довольно схожи. Субкультура имеет схожие черты развития, становления, накопления культурного наследия, опыта, трансформации культуры. Из этого следует необходимость глубокого её изучения.
Объектом исследования является неформальная субкультура. Предмет исследования - культурные центры неформальной субкультуры и проблемы, связанные с ними.
Цель исследования. В данной работе предлагается материал по культурным объединениям молодёжных субкультур, их организации, управлении. Автор представляет тенденцию развития современных молодёжных субкультур, их основные черты, причины формирования. Также автором рассматривается вопрос значимости субкультур в современном обществе, влиянии их на развитие человеческого мировоззрения.
Задачи:
1. Рассмотреть неформальные молодёжные субкультуры как современные этнокультурные образования.
2. Выявить особенности культурных центров молодёжных субкультур.
3. Выявить отношения неформалов к проблеме развития культурных центров неформальных молодёжных субкультур.
Степень изученности темы. Неформальной субкультуре посвящены работы таких исследователей как: С.И. Левикова, Т.Б. Щепанская, В. Козлов, Т.В. Латышева, С.А. Сергеев, Е.Л. Омельченко, С.К. Свечников и др.
При подготовке данной работы были использованы также материалы журналов и газет, интернет-источники, личные наблюдения и материалы бесед.
Методами исследования послужили: анализ специализированной литературы, сравнительно-исторический метод, метод квазиэтнографического исследования (включенное наблюдение, беседы и интервью с участниками неформальных молодежных объединений).
1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры
1.1 Понятие «неформальная молодёжная субкультура»
Как часто мы слышим термин «молодёжная субкультура» или «субкультура»? Газеты, журналы, телевидение, интернет довольно часто используют данный термин в своём обращении - к месту и не к месту, - порой доводя его до состояния неопределённости, размытости или более того - невежества. Смысл и проблематика, связанные с феноменом неформальной молодёжной субкультуры, ускользают от внимания, теряются в музыкальной эклектике, атрибутике, имидже, моде; в нестандартном, а порой и девиантном поведении, которое пугает большинство людей, но даёт также и идею для некоторого круга лиц, в частности - для молодёжи, подростков, людей с «иной» философией и жизненной позицией.
Так существует ли феномен молодёжной субкультуры? Или же это тонкая стратегия массовой поп-культуры для «раскрутки» и привлечения в свои ряды представителей «инакомыслящего» населения людей с целью получения коммерческой выгоды? А если же неформальная молодёжная субкультура и существует, и не как результат рекламы и заявлений средств массовой информации, то имеет ли неформальная молодёжная субкультура право существовать как норма социального поведения? Или же следует искоренять её силами полиции, педагогики, психиатрии и психологии? Стоит ли проявлять терпимость к представителям неформальной молодёжной субкультуры и значит ли данное самовыражение предтечей новой социальной и культурной реальности, которая нас ждёт?
Что же такое неформальная молодёжная субкультура? Без ответа на данный вопрос вряд ли можно адекватно понимать современное развитое общество, которое активно движется в постиндустриальном направлении. На сегодняшний день не только понятие «молодёжная субкультура» трактуется по-разному, но и сами термины «молодёжь», «субкультура» и «культура» в разных интерпретациях имеют абсолютно различные смыслы. Становление понятий всегда происходило и происходит в конфликтах различных мнений. Но необходимо вкратце обратится к генезису, к первоисточнику формирования базового понимания, которое проясняет сущностные характеристики феномена молодёжной субкультуры. [1]
Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает всё, что относится к культуре людей определенного возраста - от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40. Однако, как правило, этот термин употребляется для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. А поскольку современные развитые общества - это общества массовой культуры, то молодежную культуру - правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель - молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.
Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать. Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.
Неформальные молодежные объединения можно определить как группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, вне зависимости от того, совпадают или противоречат их интересы интересам общества. Такие объединения создаются добровольно и в свободное время. Одной из их функций является обеспечение свободного социального пространства для экспериментирования. Неформальные молодежные объединения формируются не столько ради заранее заданных целей, сколько ради самих себя. В данном случае ценен прежде всего прямой контакт со сверстниками.
В термине «молодежное объединение» обычно опускается определение «формальное», из-за чего его нередко путают с «неформальным», что ведет к неразберихе и смысловому непониманию. Между тем формальное молодежное объединение создается для молодых людей извне. Как правило, взрослые придумывают идею, цели, структуру и т.д. для этих объединений и организуют вступление в них молодежи.
Молодежные субкультуры - относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.
Ранее, в традиционных обществах освоение секретов ремесла не требовало долгого времени, и дети ремесленников (ткачей, сапожников, горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки у родителей. Возмужав, биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, профессии, обрести полный социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью. [2]
В современных развитых обществах по причине чрезвычайного усложнения всех производств молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период. В результате самостоятельность приходит к нему значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Положение усугубляется и биологической акселерацией, в силу которой в старших классах обучаются, с физиологической точки зрения, вовсе не дети. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для развитых общественных систем - «социальное детство». В чем его суть?
Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно...
Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростка
Сущность процесса социализации, этапы и агенты. Понятие "неформального объединения", его классификация. Неформальные объединения в процессе социализац...
Молодёжные неформальные группы в России
История неформального движения, причины возникновения. Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития. Неформалы художестве...
Молодежные неформальные объединения как социально-культурный феномен
Молодежные неформальные объединения в России: классификация и признаки. Понятие "неформалов" и история их возникновения. Анализ участия неформальных м...
Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга
Описание: В данной книге дано описание неформальных молодёжных сообществ Санкт-Петербурга....