Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Теоретическое исследование основ научно-фондовой работы в музеях. Характеристика и изучение правил комплектования, учёта и хранения музейных фондов. Описание источников формирования и анализ процесса комплектования фондов музея СОШ № 84 города Барнаула.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

23

Курсовая работа

Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы научно-фондовой деятельности музеев

1.1 Комплектование музейных фондов

1.2 Учет музейных фондов

1.3 Хранение музейных фондов

Глава 2. Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула

2.1 Комплектование фондов музея

2.2 Учет фондов

2.3 Хранение фондов

Заключение

Список литературы

Введение

Тема данной курсовой работы «Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула»

Актуальность работы. С первых лет появления музеев ведутся споры между экскурсоводами, экспозиционерами и хранителями фондов по поводу того, чья профессия в музее играет большую роль. Все эти профессии одинаково важны для эффективной деятельности музея. Но в определении музея на первом плане стоит, «комплектование», а затем уже «изучение и использование». Действительно, для того, чтобы музей начал свою работу нужно вначале провести комплектование фондов. Следовательно, комплектование фондов - основа, на котором строится музейная работа, организуются виды музейной деятельности.

Данное направление в музейной работе сформировалось раньше других, но в зависимости от социально-культурной, экономической и идеологической ситуации, принципы комплектования меняются, создаются новые требования для комплектования предметов музейного значения.

В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула представлены материалы по истории Алтайского края, его природном и культурном наследии, о его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. А сегодня это представляется наиболее интересным и важным, так как в настоящее время изменения в обществе происходят очень быстро и мы рискуем потерять много фактов, знаний о прошлом.

Поэтому важно изучить комплектование, учёт и хранение музейных фондов в данном музее, чтобы, используя этот опыт, создавать новые школьные музеи.

Новизна курсовой работы заключается в том, что данное направление работы музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула на теоретическом уровне не изучено и объектом исследования данный музей становится впервые.

Объект исследования - музей МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Предмет исследования - процесс комплектования, учета и хранения музейных фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Цель работы: рассмотреть комплектование, учет и хранение фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Задачи данной курсовой работы:

- изучить теоретические основы научно-фондовой работы в музеях;

- изучить литературу по комплектованию, учёту и хранению музейных фондов;

- ознакомиться с источниками, характеризующими комплектование, учёт и хранение фондов в данном музее;

- проанализировать процесс комплектования фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;

- дать анализ системе учета фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;

Хронологические рамки - 1997 - 2010 гг.

Нижняя временная граница обусловлена началом учётной и хранительской деятельности в музее, верхняя - последним отчетным годом.

Территориальные рамки - Алтайский край, г. Барнаул.

Практическая значимость работы. Данная работа позволяет изучить комплектование фондов музея и на примере музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула показать уровень проведения комплектования фондов в школьных музеях.

Материал может быть использован музейными педагогами в научно-исследовательской деятельности, а также сотрудниками самого музея в качестве методического пособия по комплектованию музейных фондов.

Методы исследования - В процессе сбора информации использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический метод позволил выявить общее в развитии музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, на этапе изучаемого хронологического периода.

- историко-типологический метод использовался для систематизации данных о музее.

- метод контент-анализа применялся для обработки музейных отчётов, для выявления числа различных мероприятий проводимых за год.

- метод анализа документов.

Полученные в результате данные обрабатывались сравнительно-историческим и историко-типологическим методами для получения качественных выводов.

Также при написании курсовой использовались принципы исторической объективности и системного подхода, а также логический и проблемно-исторический методы.

Историография. На сегодняшний день музееведение располагает богатой методической литературой в области комплектования, учета и хранения.

Например, Труевцева О.Н. в своей монографии представила материал о музеях Сибири в 1945 - 1985 гг., при этом дала анализ комплектованию, учёту и хранению фондов.

В работе также были использованы материалы Научно-исследовательского института культуры под ред. Л.В. Лашкевича «Актуальные проблемы фондовой работы музеев», которые включают статьи, посвященные вопросам музейных фондов. Авторы отмечает, что все сферы деятельности музея неразрывно связаны с образованием и постоянным пополнением фондовых коллекций.

Создание таких коллекций главное условие существования и развития музея, определяющее характер его деятельности как специфического научно-исследовательского и научно-просветительного учреждения, призванного хранить памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, подлинные памятники материальной и духовной культуры, естественной истории, хранящиеся в музеях, которые составляют государственный музейный фонд Российской Федерации.

Ю.У. Гуральник в работе «Музейное дело России» сформулировал современные проблемы комплектования музейных фондов.

Казакова С.Ф. в конспекте лекций «Научное комплектование фондов музеев исторического профиля. Использование фондовых собраний» пишет, что в отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, основное направление их фондовой работы.

В 70-80-е гг. ХХ века наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться как важнейшее звено документирующей функций музеев, её реализация.

Многие отечественные музеи, ещё до появления термина «научное комплектование фондов», занимаясь «собирательской работой», фактически осуществляли документирующую функцию. Они постоянно, целенаправленно выявляли и привлекали в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.

С.Ф. Казакова отмечает также, что с изменением социально-экономической и общественно политической ситуации в стране недостатки тематического комплектования фондов стали более очевидны. Тематическое комплектование в большинстве музеев прекратилось, или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающих «запретные темы». И лишь отдельные музеи продолжали совершенствовать комплектование фондов.

Подробно С.Ф. Казакова останавливается на принципах комплектования. Она говорит, что важнейшим вопросом, от решения которого зависит результативность формирования фондов, является умение определить для каждого музея свой предмет исследования. Музей как бы определяет своё поле, в рамках которого привлекает в музей предметы музейного значения. Происходит определение хронологических, топографических границ, основных содержательных аспектов.

Существующая в настоящее время свобода выбора предмета исследования не исключает, а предполагает глубокое научное обоснование данного выбора. Документированию может подлежать жизнь региона в целом или отдельных его сфер, могут выявляться первоисточники только по отдельным проблемам или их аспектам, но в любом случае функции музея по документированию исторической действительности должны быть аргументированы.

Осуществление комплектования, по мнению С.Ф. Казаковой, на научной основе предполагает не только уточнения предмета исследования, но и уточнение принципов комплектования, разработку новых подходов выявления и привлечение в музей первоисточников.

Некоторые принципы комплектования, утвердившиеся в 60-70-е гг. ХХ в., сохраняют силу и в настоящее время. Документирование событий, явления, факты, жизнь и деятельность человека считалось необходимым в развитии и взаимодействии, избегая фрагментарности, что не утратило актуальности и в настоящее время.

Принцип партийности потерял свою актуальность в настоящее время. Принципиально новый подход наметился при документировании жизни и деятельности человека. Прежде всего, С.Ф. Казаковой представляется необходимым расширить круг персоналий, сделать объектом внимания не только выдающиеся личности, но обратить внимание на представителей различных слоев.

В 2002 году специалистами Алтайского государственного краеведческого музея в целях оказания помощи сотрудникам музеев было подготовлено пособие «Вопросы теории и практики муз...

Другие файлы:

История архитектуры Барнаула
Основание города Барнаула. Ансамбль Демидовской площади. Обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае. Здание горного госпиталя. Проект пос...

Старо-вавилонские документы в собраниях СССР
Настоящая работа содержит публикацию 147 документов - юридических и административных - эпохи 1-й вавилонской династии (2057-1758 до н. э., по Weidner'...

Фондовая биржа
Технический Университет им. Н.Э.Баумана.тема: ФОНДОВАЯ БИРЖАМосква 1996 годСодержание:Введение. Стр.31.Возникновение и структура фондовой биржи. Стр.4...

Реконструкция электроснабжения г. Барнаула
Вопросы реконструкции электроснабжения восточной части г. Барнаула. Расчет электрических нагрузок потребителей и района в целом. Выбор количества и мо...

Физико-географическая характеристика территории г. Барнаула
Рельеф и современные геоморфологические процессы. Физико-геологические процессы на территории Барнаула и в пригороде. Особенности климата. Поверхностн...