Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Особенности художественной деятельности, творческих возможностей детей школьного возраста. Художественная обработки бересты, как вид декоративно-прикладного искусства. Центры берестяных ремесел. Программа уроков по художественной обработке бересты.
Краткое сожержание материала:

Курсовая работа:

«Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла»

Симферополь 2010

Содержание:

Введение

1. Особенности художественной деятельности, творческих возможностей детей младшего школьного возраста

1.1 Воображение и его развитие в детском возрасте.

1.2 Творческие возможности.

1.3 Творческий процесс.

1.4 Движущие силы творческого процесса.

1.5 Можно ли обучить творчеству?

1.6 Психология детского творчества.

2. Художественная обработки бересты, как вида декоративно- прикладного искусства.

2.1 Предыстория.

2.2 Береста и быт.

2.3 Основные центры берестяных ремесел.

2.3.1 Холмогорский промысел.

2.3.2 Олонецкий промысел.

2.3.3 Пермогорье.

2.3.4 Великий Устюг.

2.3.5 Шемогодье.

2.3.6 Рязанский промысел.

2.3.7 Берестяной промысел Нижнего Тагила.

2.3.8 Якутский берестяной промысел.

2.3.9 Сибирь. Прокопьевск.

2.4 Заготовка бересты.

2.5 Хранение бересты.

2.6 Виды обработки бересты.

2.6.1 Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.

2.6.2 Роспись.

2.6.3 Резьба.

2.6.4 Аппликация.

2.6.5 Плетение.

3. Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты.

3.1 Концепция методики художественного образования в целом.

3.2 Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.

3.2.1 Пояснения.

3.2.2 Техника безопасности.

3.2.3 Вводное занятие.

3.2.4 Занятие с показом слайдов, видеофильмов.

3.2.5 Программа занятий. Первый год обучения.

4. Заключение.

Введение

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей.

В детском саде существуют занятия по ИЗО, дополнительные занятия, такие как, кружок « Умелые руки» и другие, на которых детей учат работать с бумагой. Бумага является, как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой.

Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация -вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компановка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал. Оригами- детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.

В данной работе хочется остановиться на одном из видов народных -художественных промыслов- художественная обработка бересты.

В учебной работе с младшими школьниками на уроках труда и ИЗО в начальной школе, по моему мнению, художественная обработка бересты должна присутствовать в учебных планах, а уже потом по желанию детей, приглашать их на занятия в кружок по художественной обработке бересты. Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течении долгового времени. Если младших школьников мы обучаем азам этого ремесла- первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы.

О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Данная работа предназначена для ведения занятий по художественной обработке бересты.

Цель занятий - развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

Учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

4. Прививать любовь к труду и своему отчеству.

1. Особенности художественной деятельности, творческих возможностей детей младшего школьного возраста

1.1 Воображение и его развитие в детском возрасте

Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности - воображение.

Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире.

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.

В играх детей, придуманными ими самими, используется то что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то что включается в них, взято из объективной реальности, являются отражением её, хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Таковы например, образы фигурирующие в народных сказках. Баба-яга - костяная нога в ступе летает, метлой следы заметает - в целом образ фантастический, не реальный, но состоит из реальных элементов( нога, ступа...

Другие файлы:

Народные ремесла в системе художественного образования
История возникновения и развития берестяного промысла. Совершенствование методики народных ремесел в детской художественной школе на примере традицион...

Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности
Теоретическая характеристика технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла, принципы, достоинства и недостатки данного метода. Практичес...

Белорусские народные ремесла
Народные белорусские промыслы. Виды деревообрабатывающих ремесел. Артели профессиональных плотников. Кожевничество ("гарбарство"), бондарное, мочально...

Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах
Современные подходы к уроку естествознания в младших классах. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, в частнос...

Народные промыслы Дагестана
Искусство народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности. История кубачинского златокузнечного и оружейного дела. Техники обрабо...